Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_02_СР-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г. к. соц. н., доцент
1.1. | Способствовать овладению студентами знаниями о теоретико-методологических основах социального обслуживания населения, формированию целостного представления о системе социального обслуживания населения в РФ и её нормативно-правового обеспечения, организации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций, а также организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-7 | способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения |
ПК-9 | способностью к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы функционирования системы социального обслуживания на федеральном и региональном уровнях. Нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность по социальному обслуживанию населения в РФ и в Алтайском крае. Особенности функционирования региональных систем социального обслуживания, законодательные и нормативные акты федерального и регионального уровней. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по социальному обслуживанию населения. Анализировать механизмы межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет способностью критической оценки норм, закрепленных в нормативных документах в области социального обслуживания, навыками организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность социального обслуживания населения | ||||||
1.1. | Понятие и сущность социального обслуживания | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Понятие и сущность социального обслуживания | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Понятие и сущность социального обслуживания | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.4. | Общие принципы и формы социального обслуживания населения | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.5. | Общие принципы и формы социального обслуживания населения | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
1.6. | Общие принципы и формы социального обслуживания населения | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Законодательные и нормативные основы социального обслуживания населения | ||||||
2.1. | Нормативно-правовая база в области социального обслуживания населения; Федеральный закон «Об основах социального облуживания населения в РФ» | Лекции | 3 | 4 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Межведомственное взаимодействие и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения | Практические | 3 | 6 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Нормативно-правовая база в области социального обслуживания населения; Федеральный закон «Об основах социального облуживания населения в РФ» | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Национальные стандарты социального обслуживания населения | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Национальные стандарты социального обслуживания населения | Практические | 3 | 4 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Национальные стандарты социального обслуживания населения | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Организация и администрирование в системе социальных служб | ||||||
3.1. | Особенности функционирования различных типов учреждений социального обслуживания | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
3.2. | Инфраструктура учреждений в Алтайском крае. Специфика организации работы различных типов учреждений. Результаты деятельность учреждений. Перспективы развития. | Практические | 3 | 6 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
3.3. | Презентаций учреждений социального обслуживания Алтайского края. Формирование карты учреждений | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
3.4. | Организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан | Лекции | 3 | 4 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
3.5. | Виды социальных услуг, порядок и условия их предоставления | Практические | 3 | 4 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
3.6. | Виды социальных услуг, порядок и условия их предоставления | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 4. Перспективы развития системы социального обслуживания | ||||||
4.1. | Результативно-ориентированные принципы социального обслуживания. Автономные некоммерческие организация. Бюджетирование, ориентированное на результат. | Лекции | 3 | 4 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
4.2. | Проектная культура учреждения. Внедрения систем оценки качества услуг, эффективности работы. | Практические | 3 | 6 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
4.3. | Подготовка рефератов. Разработка проекта государственного заказа для оказания социальных услуг для различных типов учреждений | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие и виды социального обслуживания. 2. Типы учреждений социального обслуживания 3. Принципы социального обслуживания 4. Стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания; 5. Полустационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания; 6. Специфика организации деятельности социального приюта. 7. Специфика организации деятельности территориального центра социальной помощи семье и детям 8. Специфика организации деятельности центра психолого-педагогической помощи населению. 9. Специфика организации деятельности дома ночного пребывания. 10. Специфика организации деятельности дома-интерната для престарелых и инвалидов. 11. Специфика организации деятельности психоневрологического интерната. 12. Специфика организации деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. 13. Специфика организации деятельности социально-реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями 14. Специфика организации деятельности кризисного центра 15. Специфика организации деятельности домов-интернатов для детей-инвалидов. 16. Социальное обслуживание на дому. 17. Межведомственное взаимодействие и координация деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций. 18. Организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Организация деятельности территориального центра социальной помощи семье и детям 2. Организация деятельности центра психолого-педагогической помощи населению. 3. Организация деятельности дома ночного пребывания. 4. Организация деятельности дома-интерната для престарелых и инвалидов. 5. Организация деятельности психоневрологического интерната. 6. Организация деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. 7. Организация деятельности социально-реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями 8. Организация деятельности кризисного центра |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.С. Романычев, Н.Н. Стрельникова, Л.В. Топчий и др. | Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник | Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Малофеев, И.В. | Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: | Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452853 |
Л2.2 | Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров и др. | Экономика и управление социальной сферой : учебник | Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Павленок, П.Д. | Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие | Москва : Дашков и Ко, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Комплексный подход в социальной работе с семьями группы социального риска. Методический сборник риска. Режим доступа: www.aksp.ru/metod | |||
Э2 | Нормативно-правовая база «Консультант» | www.consultant.ru | ||
Э3 | Нормативно-правовая база "Гарант" | www.garant.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Организационно-административная работа в системе социальных служб" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. |