МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационно-административная работа в системе социальных служб
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Васильева Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Организационно-административная работа в системе социальных служб

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г. к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г. к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать овладению студентами знаниями о теоретико-методологических основах социального обслуживания населения, формированию целостного представления о системе социального обслуживания населения в РФ и её нормативно-правового обеспечения, организации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций, а также организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения
ПК-9: способностью к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы функционирования системы социального обслуживания на федеральном и региональном уровнях.
Нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность по социальному обслуживанию населения в РФ и в Алтайском крае.
Особенности функционирования региональных систем социального обслуживания, законодательные и нормативные акты федерального и регионального уровней.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по социальному обслуживанию населения.
Анализировать механизмы межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет способностью критической оценки норм, закрепленных в нормативных документах в области социального обслуживания, навыками организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность социального обслуживания населения
1.1. Понятие и сущность социального обслуживания Лекции 3 1 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Понятие и сущность социального обслуживания Практические 3 1 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Общие принципы и формы социального обслуживания населения Сам. работа 3 20 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Общие принципы и формы социального обслуживания населения Практические 3 1 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Законодательные и нормативные основы социального обслуживания населения
2.5. Нормативно-правовая база в области социального обслуживания населения; Федеральный закон «Об основах социального облуживания населения в РФ» Лекции 3 1 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Межведомственное взаимодействие и координации деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций и/или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание и иные меры социальной защиты населения Практические 3 1 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Нормативно-правовая база в области социального обслуживания населения; Федеральный закон «Об основах социального облуживания населения в РФ» Сам. работа 3 6 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Национальные стандарты социального обслуживания населения Сам. работа 3 6 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Национальные стандарты социального обслуживания населения Практические 3 1 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Организация и администрирование в системе социальных служб
3.10. Особенности функционирования различных типов учреждений социального обслуживания Лекции 3 1 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.11. Инфраструктура учреждений в Алтайском крае. Специфика организации работы различных типов учреждений. Результаты деятельность учреждений. Перспективы развития. Практические 3 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.12. Презентаций учреждений социального обслуживания Алтайского края. Формирование карты учреждений Сам. работа 3 20 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.13. Организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан Сам. работа 3 20 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.14. Виды социальных услуг, порядок и условия их предоставления Практические 3 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.15. Виды социальных услуг, порядок и условия их предоставления Сам. работа 3 20 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Перспективы развития системы социального обслуживания
4.16. Результативно-ориентированные принципы социального обслуживания. Автономные некоммерческие организация. Бюджетирование, ориентированное на результат. Лекции 3 1 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.17. Проектная культура учреждения. Внедрения систем оценки качества услуг, эффективности работы. Практические 3 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.18. Подготовка рефератов. Разработка проекта государственного заказа для оказания социальных услуг для различных типов учреждений Сам. работа 3 34 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.19. Зачет Зачет 3 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие и виды социального обслуживания.
2. Типы учреждений социального обслуживания
3. Принципы социального обслуживания
4. Стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания;
5. Полустационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания;
6. Специфика организации деятельности социального приюта.
7. Специфика организации деятельности территориального центра социальной помощи семье и детям
8. Специфика организации деятельности центра психолого-педагогической помощи населению.
9. Специфика организации деятельности дома ночного пребывания.
10. Специфика организации деятельности дома-интерната для престарелых и инвалидов.
11. Специфика организации деятельности психоневрологического интерната.
12. Специфика организации деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
13. Специфика организации деятельности социально-реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
14. Специфика организации деятельности кризисного центра
15. Специфика организации деятельности домов-интернатов для детей-инвалидов.
16. Социальное обслуживание на дому.
17. Межведомственное взаимодействие и координация деятельности специалистов, организаций социального обслуживания, общественных организаций.
18. Организация документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Организация деятельности территориального центра социальной помощи семье и детям
2. Организация деятельности центра психолого-педагогической помощи населению.
3. Организация деятельности дома ночного пребывания.
4. Организация деятельности дома-интерната для престарелых и инвалидов.
5. Организация деятельности психоневрологического интерната.
6. Организация деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
7. Организация деятельности социально-реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
8. Организация деятельности кризисного центра
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.С. Романычев, Н.Н. Стрельникова, Л.В. Топчий и др. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453438
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452853
Л2.2 Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров и др. Экономика и управление социальной сферой : учебник Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375813
Л2.3 Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие Москва : Дашков и Ко, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221307
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Нормативно-правовая база "Гарант" www.garant.ru
Э2 Нормативно-правовая база «Консультант» www.consultant.ru
Э3 Комплексный подход в социальной работе с семьями группы социального риска. Методический сборник риска. Режим доступа: www.aksp.ru/metod
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.