МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 52
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 52 52 52 52
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостной системы представлений о современных методах и технологиях научно-исследовательской деятельности, способствовать повышению уровня компетентности в использовании современных социологических методов для анализа социальных проблем и получения эмпирического знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития конкретных социальных явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы методологии и методики социологического исследования, перечислять основные методы социологического исследования, знать характеристики количественных и качественных методов исследования, характеризовать особенности прикладного исследования;
структуру и логику программы социологического исследования, перечислить требования к выдвижению целей и задач исследования, охарактеризовать методику выдвижения гипотез исследования, знать критерии выбора объекта и предмета исследования, опознавать возможности и ограничения методов анализа и обработки данных социологического исследования, назвать основные принципы формирования выборочной совокупности и разработки инструментария социологического исследования;
перечислить различные теории и концепции, применяемые в современных исследованиях, знать новые методические подходы к организации и проведению социологических исследований, опознавать современные методы исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать место и роль социологических исследований в социологической науке и социальной практике, сравнивать различные виды социологического исследования, сравнивать и интерпретировать классические и современные методы исследования социальных процессов, интерпретировать особенности, возможности и ограничения количественных и качественных методов социологического исследования, обосновывать применение различных парадигм, теорий и концепций в организации и проведении прикладного исследования;
самостоятельно формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований, ориентироваться в мировой литературе, включая результаты международных исследований, обосновывать применение того или иного исследовательского метода для решения задач исследования, понимать содержание и последовательность реализации организационных процедур социологического исследования, соотносить свою исследовательскую деятельность с международными тенденциями развития;
классифицировать социологические методы в зависимости от целей и задач исследования, обосновывать применение того или иного методического подхода к организации и проведению социологического исследования с учетом его целей и задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки теоретико-методологического основания эмпирического исследования, навыками применения методологии и основ социологической теории в зависимости от конкретного вида социологического исследования;
навыками разработки программы социологического исследования, способами формирования выборочной совокупности, методикой организации и проведения социологического исследования с использованием различных технологий сбора данных, технологиями обработки и анализа результатов социологического исследования, моделями интерпретации данных;
навыками планирования социологического исследования, навыками разработки исследовательской стратегии, обоснования и составления предложения/заявки на проведение исследования, навыками разработки и представления научных результатов исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования
1.1. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Управление процессом исследования как трудовой деятельностью: разведение ролей, затраты, методы стимулирования Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Дизайн исследования как стратегия проведения эмпирического социологического исследования Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Обоснование выбора методов сбора и анализа данных Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Основная стратегия исследования: поисковая, описательная, аналитическая Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы планирования, организации и проведения социологического исследования Сам. работа 1 13 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Современные методы сбора социологической информации
2.1. Современные методы сбора социологической информации Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Технологии сбора данных: общие проблемы традиционных и современных методов Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Сбор информации методами опросов: интервью face-to-face, телефонное интервью, анкетирование, on-line и off-line опросы, прессовые и почтовые опросы Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Развитие опросов в формате mixed-method.Способы использования количественно-качественных (mixed) методов Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Интервью (биографическое, фокусированное, углубленное/глубинное и др.). Фокус-группа. Коллективная дискуссия. Открытая групповая дискуссия. Анализ случая как исследовательская стратегия. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
2.6. Современные методы сбора социологической информации Сам. работа 1 13 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования
3.1. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Обоснование методов обработки данных. Назначение программ для ввода данных. Технология компьютерного анализа социологических данных. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Анализ одномерных распределений и таблиц сопряженности. Методы многомерного анализа. Социологический индекс как инструмент анализа социологических эмпирических данных. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
3.4. Документальные источники в социологических исследованиях и методы их анализа. Качественный подход к анализу текстов. Сам. работа 1 13 Л1.1, Л2.1
3.5. Модели интерпретации данных и представление научных результатов исследования Сам. работа 1 13 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.