МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственное регулирование экономики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-5-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 153
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
курсовая работа: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Мищенко В.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Государственное регулирование экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
38.03.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «10» декабря 2014 г. № 1567 заочная форма обучения

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний в области макроэкономического регулирования и управления социально-экономическим развитием страны и регионов. В условиях стабилизации переходной экономики возрастает роль регулирования, меняются формы и инструменты управления социально-экономическим развитием. Используя методы управления и регулирования, государство обеспечивает устойчивое продвижение экономики к более высокому уровню эффективности производства и жизни населения.
Задачи дисциплины определяются требованиями, установленными Государственным стандартом высшего профессионального образования, к подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению.
Основными задачами курса являются:
- уяснение теоретических и методологических основ государственного вмешательства в экономику;
- знание места и роли государственного сектора в национальной экономике;
- усвоение основных методов и инструментов государственного регулирования рыночной экономики;
- ознакомление с опытом различных государств по макроэкономическому регулированию в современных условиях;
- освоение основных методов регулирования и планирования в переходной период;
- изучение особенностей функционирования основных субъектов госрегулирования рыночной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
ПК-12 способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
ПК-21 умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных экономических теориях, сформировавших систему государственного регулирования в переходной период;
- об опыте различных индустриальных стран в области макроэкономического управления и планирования;
- о структурной трансформации отечественной экономики;
- о формировании механизма становления инновационного, инвестиционного секторов национальной экономики;
- об основных формах регулирования социально-трудовой сферы.
3.2.Уметь:
3.2.1. - применять методы управления и регулирования социально-экономического развития;
- рассчитывать место, размеры государственного сектора национальной экономики;
- представлять эффективность (последствия) реализации программ по изменению собственности, по организации налоговой, бюджетной систем и т.п.;
- рассчитывать показатели занятости, монополизации экономики;
- оценивать позитивные и негативные последствия развития экспортного сектора, а также ввоза импорта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основами методов подготовки организационных планов и региональных планов развития;
- комплексно применения методов подготовки организационных планов и региональных планов развития;
- системно пользования методов решения социально- экономических проблем региона с помощью организационных планов и региональных планов развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1. Теоретические воззрения, оказавшие влияние на формирование системы управления Российской Федерацией Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Цели и задачи государственного регулирования Практические 3 2 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Формы взаимодействия государства и экономики в различные исторические периоды в России и за рубежом. Практические 3 2 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Формы взаимодействия государства и экономики в различные исторические периоды в России и за рубежом. Сам. работа 3 40 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методы государственного регулирования экономики
2.1. Прогнозирование и планирование в условия рынка. Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Государственное целевое программирование и математическое моделирование как инструменты макроэкономического регулирования Практические 3 2 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Методы решения конкретных экономических проблем в странах с различным социально-политическим укладом. Эффективность их применения. Сам. работа 3 40 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Регулирование государственного сектора экономики и территорий
3.1. Государственный сектор национальной экономики. Процессы разгосударствления и приватизации собственности. Государственная региональная политика и местное самоуправление Лекции 3 2 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Государственный сектор национальной экономики. Процессы разгосударствления и приватизации собственности. Государственная региональная политика и местное самоуправление Практические 3 2 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Зарубежный и российский опыт приватизации и национализации Лекции 3 1 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Формы собственности. Влияние изменения формы собственности на экономическую динамику конкретных предприятий. Практические 3 2 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Формы собственности. Влияние изменения формы собственности на экономическую динамику конкретных предприятий. Сам. работа 3 20 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Регулирование конкретных направлений развития экономики
4.1. Стрктурная и антимонопольная политика государства Лекции 3 1 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Нормативно правовая база реализации конкретных направлений экономической политики. Сам. работа 3 23 ОПК-4, ПК-12, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Подготовка курсовой работы Сам. работа 3 30
4.4. Экзамен 3 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мищенко В. В., Мищенко, И. К. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013
Л2.2 Васильев В.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальные сайты органов государственной власти:
Э2 www.government.ru
Э3 www.economy.gov.ru
Э4 www.fas.gov.ru
Э5 http://rosoez.ru
Э6 www.cbr.ru
Э7 www.gks.ru
Э8 www.mon.gov.ru
Э9 www.mzsrrf.ru
Э10 www1.minfin.ru
Э11 www.altairegion22.ru
Э12 www.rospotrebnadzor.ru
Э13 http://www.minsvyaz.ru
Э14 www.mnr.gov.ru
Э15 www.minprom.gov.ru
Э16 www.minregion.ru
Э17 www.mintrans.ru
Э18 www.roskazna.ru
Э19 www.fstrf.ru
Э20 Информационные сайты:
Э21 www.fcp.vpk.ru
Э22 www.iet.ru
Э23 www.hse.ru
Э24 www.liberatium.ru
Э25 http://rusref.nm.ru/
Э26 www.rosez.ru
Э27 www.polit.sib.ru
Э28 www.polit.ru
Э29 www.rao-ees.ru
Э30 ru.wikipedia.org
Э31 www.kadis.ru
Э32 www.rg.ru
Э33 www.regions.ru
Э34 Курс в Moodle Государственное регулирование экономики portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.


Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале