Закреплена за кафедрой | Кафедра региональной экономики и управления |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.04. Государственное и муниципальное управление |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_04_ГМУ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 24 | 20 | 24 |
Практические | 22 | 16 | 22 | 16 |
Сам. работа | 66 | 77 | 66 | 77 |
Итого | 108 | 117 | 108 | 117 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра региональной экономики и управления
Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В
1.1. | Цель изучения учебной дисциплины - формирование у студентов знаний, умений и навыков планирования, организации и проведения исследова-ний социально-экономических и политических процессов. В соответствии с основной целью дисциплины ее задачами являются: формирование знаний о видах и типах процессов; -выявление специфики различных методов исследования социально-экономических процессов; -раскрытие особенностей изучения конкретных социально-экономических явлений и процессов в современном обществе; -развитие аналитических навыков, использование современных методов исследования, диагностирования и оценки процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-5 | умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях |
ПК-6 | владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятийно-категориальный аппарат, позволяющий описать процесс исследования социально-экономических и политических процессов; методы исследований социально-экономических и политических процессов: общенаучные и конкретно-предметные; логические основы системного анализа применительно к исследованиям социально-экономических и политических процессов: формирова-ние целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований; модели системного анализа, применяемые в исследованиях социально-экономических и политических процессов; специфику фактологического обеспечения исследований; сущность и основные методы проведения социологических исследований; структуру программы и специфику организации социологического исследования; специфику экспертных методов, методов социометрии, численной оценки. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - - применять понятийно-категориальный аппарат, позволяющий описать процесс исследования социально- экономических и политических процессов применять методы исследований социально-экономических и политических процессов применять методы применяемые для разработки материалов по вопросам деятельности государственных и муниципальных служащих |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | На основе полученных теоретико-методологических и методических знаний студенты по окончании курса будет иметь навыки: - методологии исследования социально-экономических процессов; - применения методов и конкретных методик прикладных исследований в информационно-аналитическом обеспечении деятельности органов государ-ственной власти и местного самоуправления; - методов анализа взаимодействия внешней и внутренней социальной среды управления, влияния результатов исследования на эффективность принятия управленческих решений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов | ||||||
1.1. | Социально-экономические и политические процессы как объекты исследования (понятие, виды и типы) | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.2. | Социально-экономические и политические процессы, их свойства и особенности, классификация. | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
1.3. | Социально-экономические и политические процессы как объекты исследования (понятие, виды и типы) | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.4. | Методология исследования социально-экономических и политических процессов (общенаучные и конкретно-предметные методы исследования) | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.4 |
1.5. | Методология исследования социально-экономических и политических процессов (общенаучные и конкретно-предметные методы исследования) | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.4 |
1.6. | Методология исследования социально-экономических и политических процессов (общенаучные и конкретно-предметные методы исследования) | Сам. работа | 4 | 11 | ПК-5 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.5, Л2.4 |
1.7. | Логические основы системного анализа, модели системного анализа (формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения, метод структуризации проблемы построение дерева) | Лекции | 4 | 4 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л2.1 |
1.8. | Логические основы системного анализа, модели системного анализа (формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения, метод структуризации проблемы построение дерева) | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л2.1 |
1.9. | Логические основы системного анализа, модели системного анализа (формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения, метод структуризации проблемы построение дерева) | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1 |
1.10. | Социологическое исследование социально-экономических процессов | Лекции | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.11. | Социологическое исследование социально-экономических процессов | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л2.4 |
1.12. | Социологическое исследование социально-экономических процессов | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.13. | Программа и организация социологического исследования социально-экономических процессов | Лекции | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л2.4 |
1.14. | Программа и организация социологического исследования социально-экономических процессов | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.4 |
1.15. | Программа и организация социологического исследования социально-экономических процессов | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л2.4 |
1.16. | Методы сбора социологической информации о социально-экономических процессах (социометрии, анкетные методы) | Лекции | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.17. | Методы сбора социологической информации о социально-экономических процессах (социометрии, анкетные методы) | Практические | 4 | 4 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
1.18. | Методы сбора социологической информации о социально-экономических процессах | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.19. | Социологическое измерение характеристик социально-экономических процессов (численная оценка) | Лекции | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.20. | Социологическое измерение характеристик социально-экономических процессов (численная оценка) | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.21. | Фактологическое обеспечение исследований | Лекции | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л1.5 |
1.22. | Фактологическое обеспечение исследований | Практические | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.23. | Аналитические методы в изучении социально-экономических процессов (эффективность решения) | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5 | Л1.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5 |
1.24. | Аналитические методы в изучении социально-экономических процессов (эффективность решения) | Лекции | 4 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
Раздел 2. Технология разработки и реализации социальных исследований |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. | Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие | М.: Вузовский учебник, 2008 | |
Л1.2 | Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. | ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Ельчанинов В.А. | Научное исследование и логика его развития: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | Рузавин Г. И. | Методология научного познания: учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | |
Л1.5 | Рой О. М. | ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Горохов А. В. | ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Журавлева В.В. | Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506 |
Л2.3 | Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская | История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru |
Л2.4 | Афанасьев В.В. | Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов | М.:Издательство Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.wto.org Всемирная торговая организация | |||
Э2 | www.worldbank.org Группа Всемирного банка | |||
Э3 | www.europa.eu.int Европейский Союз | |||
Э4 | www.ig.org Международная финансовая корпорация | |||
Э5 | www.imf.org Международный валютный фонд | |||
Э6 | www.oecd.org Организация экономического сотрудничества и развития | |||
Э7 | www.un.org Организация объединенных наций | |||
Э8 | www.cbr.ru Центральный банк РФ | |||
Э9 | www.imf.org IMF World Economic Outlook | |||
Э10 | www.wto.org International Trade Statistics | |||
Э11 | www.intrancen International Trade Center | |||
Э12 | www.un.org UN COMTRAGE | |||
Э13 | www.worldbank.org World Development Indicators | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. При желании студентом может быть подготовлен реферат, по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем. |