МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Институты управления культурой

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых Ольга Леонидовна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Институты управления культурой

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В. к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В. к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать усвоению студентами принципов саморегуляции культуры и механизмов управления культурой в различных социальных системах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные модели культурной политики и ее функции; правовые документы, регламентирующие развитие культуры; теоретико-методологические основы анализа принципов саморегуляции культуры и механизмов управления культурой в различных социальных системах
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические и практические навыки для постановки целей и задач научных исследований актуальных проблем в сфере управления культурой; решать задачи в области управления культурой с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть: навыками оценивания возможностей законов РФ для регулирования культуры; навыками самостоятельного оценивания роли культурных институтов в культурной политике государства, оценки решений в социокультурной сфере; навыками применения современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий для анализа и решения актуальных проблем в сфере управления культурой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Институты управления культурой"
1.1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА. Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы политики в сфере культуры
2.1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Лекции 5 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. Практические 5 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. КУЛЬТУРНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ РФ. БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ, СОГЛАСОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Менеджмент м маркетинг в социально-культурной сфере
3.1. ФЕНОМЕН МЕНЕДЖМЕНТА. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Фандрейзинг. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Фандрейзинг. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Маркетинг в сфере культуры. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Технологии планирования в сфере культуры. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Технологии планирования в сфере культуры. Сам. работа 5 6 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Подготовка к зачету Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Зачет 5 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к зачету:
Теоретические вопросы:
1. Что такое менеджмент культуры?
2. Как складывается государственное регулирование сферы культуры?
3. Существующие модели культурной политики.
4. Основные субъекты действующие в сфере культуры.
5. Связь концепций культурной политики и политического режима, системы базовых ценностей, цивилизационной принадлежности общества и стадии исторического развития.
6. Общее и особенное в менеджменте культуры.
7. Специфика национальных интересов в сфере культуры.
8. Механизмы и субъекты участвующие в формировании концепции национальных интересов.
9. Методы исследования культуры и институтов управления культурой.
10. Принципы и механизмы формирования законодательства в сфере культуры.
11. Государственные и муниципальные органы исполнительной власти в сфере культуры. Структура. Сфера ответственности. Практика.
12. Экономика культуры. Общие принципы.
13. Проблема социальной эффективности институтов и учреждений культуры. Проблема оценки.
14. Как осуществляется финансирование организаций культуры?
15. Федерализм как культурная проблема.
16. Региональная специфика государства.
17. Цивилизационная специфика России.
18. Проблема баланса интересов в культуре.
19. Механизмы согласования интересов.
20. Культура менеджмента и культура бюрократического управления.
21. На основании чего принимаются управленческие решения?
22. Работа с кадрами: подбор, расстановка, мотивация, контроль, проблема эффективности, ответственности, энтузиазма, верности фирме.
23. Конфликт - внутри и вовне. Работа в конфликте, преодоление конфликта, анализ и выводы.
24. Стратегия корпорации.
25. Из чего складывается деятельность руководителя подразделения или организации?
26. Менеджмент в сфере культуры. В чем его специфика?
27. Специфика организации в сфере культуры - проблемы, преимущества, социальная ответственность.
28. Традиции деятельности в сфере культуры как исходная реальность. Положительные и негативные моменты. Как использовать, что и как преобразовывать?
29. Стратегический уровень менеджмента. Что это такое, что включает?
30. Развитие культурной ситуации в РФ.
31. Стратегическое планирование. На чем основывается?
32. Понятие организационной культуры, ее элементов, функций.
33. Диагностика организационной культуры.
34. Трансляция корпоративной культуры.
35. Построение систем управления персоналом, соответствующих культуре.
36. Изменение организационной культуры.
37. Ограничения в возможностях управления корпоративной культурой.
38. Региональная политика в сфере культуры.

Практические задания
11. Проведите контент-анализ СМИ на тему «Основные направления политики России в сфере культуры».
12. Проанализируйте современную модель культурной политики.
13. Раскройте особенности менеджмента в сфере культуры.
14. Определите недостатки узковедомственного подхода к культуре.
15. Определите сложности межведомственного взаимодействия по вопросам развития культуры.
16. Дайте оценку приоритетным направлениям Стратегии государственной культурной политики РФ до 2030 года.
17. Определите возможные критерии оценки эффективности государственной политики в сфере культуры.
18. Охарактеризуйте сложности реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры.
19. Оцените значимость роли общественных организаций в реализации культурной политики.
20. Проведите анализ практики работы исполнительных органов власти РФ в сфере культуры.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Молодежные субкультуры в современном российском обществе.
2. Формирование культурной политики.
3. Самоорганизация общества и организация культурных процессов со стороны государства, диалектика этих тенденций.
4. Существующие модели культурной политики.
5. Связь моделей культурной политики, политического режима, системы базовых ценностей общества.
6. Основные субъекты, действующие в сфере культуры.
7. Проблема менеджмента культуры. Общее и особенное в менеджменте культуры.
8. Категория национальных интересов, специфика интересов в сфере культуры.
9. Рефлексивные процедуры. Очищение сознания от стереотипов и заблуждений.
10. Понятие законного интереса.
11. Групповой (клановый, этноконфессиональный, бюрократический и т.д.) интерес как источник извращения общенационального интереса.
12. Сопоставление концепции интересов с концепциями интересов других стран, с документами международных организаций (ООН, ЮНЕСКО).
13. Семья и семейно-брачные отношения в системе социальной и культурной политики Алтайского края.
14. Механизмы и субъекты, участвующие в формировании и обсуждении системы национальных интересов.
15. Законодательная ветвь культурной политики: региональный и общенациональный уровни.
16. Принципы и механизмы законодательной деятельности в сфере культуры.
17. Анализ практики законодательной деятельности сложившейся в РФ.
18. Принципы и механизмы работы исполнительных органов в сфере культуры.
19. Анализ практики работы исполнительных органов сложившейся в РФ.
20. Культурная политика как разрешение задачи оптимизации.
21. Принципы финансирования культуры.
22. Финансовая сторона деятельности самостоятельных экономических субъектов в сфере культуры.
23. Общество как равноправный участник диалога с государственными институтами.
24. Зрелость общественного сознания и общественных структур.
25. Нормы и процедуры взаимодействия государства и общества.
26. Традиции и утверждающаяся практика.
27. Структура общественных организаций - профессиональные объединения, союзы производителей и потребителей культурной продукции.
28. Этнические, конфессиональные, землячества, заявляющие культурную составляющую. Политические партии и движения.
29. РФ - федеративное государство. Цивилизационная и стадиальная специфика РФ.
30. Задачи разворачивания культурного процесса вытекающие из специфики этапа развития российского общества.
31. Региональная специфика РФ. Интересы субъектов федерации, их специфика. Проблема баланса интересов. Механизмы согласования.
32. Проблематика менеджмента.
33. Теория менеджмента - практическая дисциплина обобщающая практику оптимизации организации и управления.
34. Организация и управление корпорацией (структура, кадры, процедуры). Организация взаимодействия с другими субъектами хозяйственной жизни.
35. Переговоры, конфликты, координация, консультирование.
36. Стратегия корпорации - анализ рынка, презентация новой продукции, управление изменениями, корпоративная культура, управление в кризисной ситуации.
37. Анализ, постановка задачи, принятие решения, управление рабочим процессом, делегирование полномочий, повышение эффективности
38. Специфика культуры как поля управленческой и хозяйственной деятельности.
39. Региональная политика в сфере культуры.
40. Региональные институты управления культурой.ератов:
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иконникова С. Н. Теория культуры в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Иконникова С. Н. Теория культуры в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Мамонтов, П. В. Морослин, С. П. Мамонтов, Н. Ю. Григорьевя Культурология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Орлова, Э. А. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/D359AC43-6341-4453-97FC-3EE73EF8D353.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э2 ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э3 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э4 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН
Э5 http://www.elibrary.ru – научная электронная билиотека
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.