МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История конфликтологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 150
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 16 16 26 26
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 42 42 108 108 150 150
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История конфликтологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомить студентов с историей конфликтологии как науки, с историей ее формирования как самостоятельной отрасли знаний, выделившуюся из философии, истории, права, социологии и политологии, дать общее представление о конфликтологии, а также об истории формирования сложившихся на сегодняшний день в мире научных и практических подходах по управлению социальными конфликтами.
Задачи курса:
- овладение студентами историей конфликтов на постсоветском пространстве в преломлении национальных интересов России;
- сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни социальных субъектов в современных условиях;
- ознакомить студентов с комплексом конфликтологических теорий, их базовых положениях, методологией, методикой и техникой эмпирических исследований конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с общими правилами и технологией диагностики конфликтов;
- ознакомить студентов с набором моделей решения конфликтов, условий их применения и методов их реализации;
- способствовать применению студентами на практике полученных теоретических знаний по истории конфликтологии;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной рабо-ты по изучению социальных конфликтов в современных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью владеть знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов
3.2.Уметь:
3.2.1.компетентно выделять и анализировать предмет конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.развитыми навыками анализа предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История становления и развития конфликтологии как кнауки
1.1. Конфликтология как наука Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Конфликтология как наука Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Конфликтология как наука Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. История конфликтологии как комплекс междисциплинарных знаний в системе социально-гуманитарных наук Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. История конфликтологии как комплекс междисциплинарных знаний в системе социально-гуманитарных наук Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. История конфликтологии как комплекс междисциплинарных знаний в системе социально-гуманитарных наук Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Развитие представлений о социальных конфликтах
2.1. Конфликтологическая мысль в древнем мире Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Конфликтологическая мысль в древнем мире Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Конфликтологическая мысль в древнем мире Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Конфликтологическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Конфликтологическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Становление конфликтологии в новое и новейшее время Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Становление конфликтологии в новое и новейшее время Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.8. Становление конфликтологии в новое и новейшее время Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. Конфликтологические идеи в работах отечественных ученых Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.10. Конфликтологические идеи в работах отечественных ученых Практические 3 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.11. Конфликтологические идеи в работах отечественных ученых Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы современной конфликтологии
3.1. Конфликтологические концепции и школы Лекции 4 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Конфликтологические концепции и школы Практические 4 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Конфликтологические концепции и школы Сам. работа 4 32 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Конфликты начала ХХI века и современное состояние конфликтологии в России и за рубежом Лекции 4 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Конфликты начала ХХI века и современное состояние конфликтологии в России и за рубежом Практические 4 8 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.6. Конфликты начала ХХI века и современное состояние конфликтологии в России и за рубежом Сам. работа 4 46 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Итоговый раздел. Положение современной конфликтологии
4.1. Основные положения освременной конфликтологии Лекции 4 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Основные положения освременной конфликтологии Практические 4 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Основные положения освременной конфликтологии Сам. работа 4 30 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
1. Специфика конфликтологии как науки.
2. Различные точки зрения на статус конфликтологии как науки.
3. Эмпирические воззрения на конфликт в древние времена.
4. Традиционные школы в социальной философии.
5. Воздействие глобализация на конфликтологию.
6. Позитивизм в подходе к конфликтам и конфликтологии.
7. Марксизм и неомарксизм о конфликтах.
8. Значение изучения (осмысления) истории конфликтологической мысли для современного человека.
9. Платон о государстве и его роли в регулировании конфликтов.
10. Фукидид и его представления о причинах войн.
11. Представления Платона и Аристотеля о частной собственности и ее конфликтогенной роли.
12. Отличительные черты регулирования конфликтов византийской дипломатией.
13. Особенности дипломатии Ярослава Мудрого по предотвращению конфликтов.
14. Значение концепции Т. Гоббса и Дж. Локка для развития теории конфликтологии.
15. Сравнительный анализ конфликтологических подходов Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо.
16. Мировая лига И.Канта как схема универсальной международной организации.
17. Конфликтологические взгляды французских просветителей.
18. Эпоха Просвещения в развитии политической мысли в Европе, Америке, России.
19. Предотвращение конфликтов и защита прав человека. Воздействие трудов Ф. Вольтера и его последователей на формирование мирового правозащитного движения.
20. Социалдарвинизм и его воздействие на конфкликтологию.
21. Суть марксистской трактовки причин социальных и международных конфликтов.
22. Воздействие Первой мировой войны на представления о причинах, ведущих к конфликтам.
23. Противоположность взглядов Ф.М. Достоевского и концепции Н. Макиавелли.
24. Подходы к теории конфликта у Г. Моргентау и его последователей.
25. «Холодная война» и теория политического реализма в конфликтологии. Каковы результаты применения на практике.
26. Вклад в конфликтологию Р. Дарендорфа и Л. Козера.
27. Сходство и противоположность теории социального конфликта Дарендорфа и Козера с марксистскими представлениями о классовой борьбе как движителе прогресса.
28. Теория структурного функционализма Т. Парсона.
29. Суть теории «позитивного функционального конфликта» Л. Козера.
30. Вклад модернистов в развитие конфликтологии.
31. Суть теоретического диспута в СССР о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране с точки зрения классических конфликтологических парадигм.
32. Развитие конфликтологической науки в СССР.
33. Конфликтологические исследования в отечественной науке начала 1990-гг.
34. Специфика развития отечественной конфликтологии в условиях глобализации.
35. Воздействие прекращения существования СССР на развитие отечественной конфликтологической науки.
36. Российская юридическая конфликтология.
37. Взаимосвязь между глобализацией, информационно-технологической революцией и новыми тенденциями в конфликтологии.
38. Глобализация и социальная стабильность.
39. Развитие конфликтологической науки за рубежом в условиях обострения глобальных проблем.
40. Причини и движущие силы роста антиглобалистких движений.
41. Взаимодействие и взаимозависимость силового и экономического факторов в условиях глобализации.
42. Специфика переходного периода после окончания «холодной» войны и развала СССР в глобальном историческом процессе и в конфликтологии.
43. Компьютерное моделирование конфликта.
44. Воздействие новых количественных методов исследований на прогнозирование и профилактику конфликтов.
45. Вклад отечественной науки в разработку тактики и стратегии упреждения и регулирования конфликтов на постсоветском пространстве.
46. Вклад отечественной науки в разработку тактики и стратегии упреждения и регулирования конфликтов на Балканах.
47. Опыт и результаты эмпирических конфликтологических исследований в России.
48. История развития конфликтологии в сибирском регионе.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Античность: исходные представления о конфликте; природа «агона» в античной философии.
2. Идея военного противостояния в историческом понимании Геродота, Фукидида и Ксенофонта.
3. Учение Гераклита о «логосе» и диалектике перехода в противоположное.
4. Элеаты: противопоставление бытия и небытия.
5. «Агон» и философия классического периода античности; «агон» и философия эллинистического и римского периодов.
6. Представления о конфликте в Средневековье: природа конфликта: разум-вера, истина-откровение средневековой теологии и философии.
7. Природа противостояния номинализма и реализма в средневековой схоластике.
8. Эпоха Возрождения: противостояние средневековому образу мышления. Новое и современное время: эпоха Нового времени, природа конфликта в сфере сознания; западноевропейская мысль XIX-го начала XX вв.: конфликт, борьба, антагонизм; конфликтная сущность современного глобализма: экономика, политика, идеология.
9. Место конфликтологии в системе наук об обществе и человеке.
10. Развитие конфликтологических идей в философской мысли.
11. Условия и предпосылки оформления конфликтологии как науки.
12. Современное состояние конфликтологии.
13. Межэтнические конфликты как проявление социальной напряжённости.
14. Антиглобалистские течения: основные формы конфликтных действий.
15. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в современном мире.
16. Региональные конфликты постсоветской России.
17. Классификация социальных конфликтов.
18. Динамика конфликта.
19. Конфликты в контексте трансактного анализа.
20. Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях.
21. Технологии управления конфликтами.
22. Стратегии поведения конфликтеров.
23. Типы конфликтных личностей.
24. Технологии переговорного процесса по разрешению конфликтов.
25. Манипуляции сторонами конфликта переговорным процессом.
26. Формы проявления внутриличностного конфликта.
27. Особенности межличностных конфликтов.
28. Межгрупповые конфликты в организациях.
29. Социальные конфликты в студенческой среде.
30. Современные политические конфликты в России.
31. Классификация семейных конфликтов.
32. Причины супружеских конфликтов.
33. Глобальные и региональные конфликты.
34. Конфликты в экономике России.
35. Конфликты в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
36. Социальное партнерство как технология регулирования конфликтов.
37. Конфликты в сфере управления.
38. Формы протестного поведения населения Алтайского края в последние годы.
39. Конфликты в духовной сфере общества.
40. Технологии рационального поведения в конфликтах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Семенов В.А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семенов В.А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э2 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э3 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология.
Э4 Курс в moodle «История конфликтологии копия 1» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что семинарские занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо учесть следующие моменты:
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя или на кафедре).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Организация тестирования
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. За каждый правильно отвеченный вопрос начисляется один балл. Засчитываются результаты тестирования у студентов, ответивших верно на половину и более предложенных вопросов.

Организация зачета
В каждый экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 20 минут. При оценивании ответа преподаватель исходить из следующих критериев: «зачтено» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации. «Незачтено» ставится в случае, если имел место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется если студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» выставляется если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.