МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Каплинская И.Е.

Рецензент(ы):
канд.экон. наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировая экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р социол. наук, проф. Троцковский А.Я.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р социол. наук, проф. Троцковский А.Я.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Раскрыть основы развития системы мировой экономики
Выявить закономерности формирования и динамики международных экономических отношений
Показать место и роль различных субъектов и их интересов в динамике мирового хозяйственного процесса
Раскрыть роль китайской экономики в развитии МЭ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способность определять основные тенденции развития мировой экономики, давать оценку различным подходам к проблеме включения региона специализации в систему мирохозяйственных связей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные теории тенденции и факторы развития мировой экономики.
Систему субъектов мировой экономики и их экономические интересы.
Важнейшие формы международных экономических отношений, проблемы и тенденции развития.
Место страны (Китая ) в мировой экономике
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать статические показатели для оценки состояния развития МЭО.
Анализирповать состояние и тенденции развития мировой экономики
Выявлять проблемы развития страны (в т.ч., КНР)в контексте мирохозяйственных процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оценки положения страны в мировой экономике
Перспектив экономических отношений КНР в МЭ , их влияния на глобальные процессы.
Оценки перспектив отношений РФ и КНР.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в мировую экономику
1.1. Сущность и структура мировой экономики . Субъекты МЭ Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3
1.2. Структура мировой экономики. Экономика отдельных стран. Сам. работа 5 8 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Глобальные тенденции в развитии экономики. Проблемы глобализации и глобальные проблемы.Китай в глобальной экономике Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2
1.4. Теории глобализации, проявления глобализации и ее проблемы.Ресурсы и отрасли мировой экономики Практические 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
1.5. Глобальные проблемы современного развития;ресурсы и отрасли мировой экономики Сам. работа 5 8 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Основные международные экономические отношения.
2.1. Международная торговля, ее специфика, формы и тенденции. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2
2.2. Теории международной торговли и специализации. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.2
2.3. Инструменты анализа мировой торговли Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Торговая политика и ее инструменты. Либерализм и протекционизм. Лекции 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Торговая политика стран и ее эффекты. Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Торговая политика, ее инструменты. Торговая политика стран, политика Китая. Сам. работа 5 4 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Международная миграция капитала и ее эффекты. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2
2.8. Эффекты миграции капитала для разных субъектом мировой экономики. Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.2
2.9. Оценка динамики миграции капитала КНР Сам. работа 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
2.10. Международная миграция рабочей силы. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2
2.11. Эффекты миграции РС. Китай на мировых рынках трудовых ресурсов. Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.2
2.12. Основные миграционные потоки Сам. работа 5 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Международная экономическая интеграция. Лекции 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.2
2.14. Основные интеграционные системы , их динамика, эффекты и проблемы развития. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
2.15. Китай в интеграционных процессах Сам. работа 5 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.16. Мировая валютная система и ее эволюция.Валютные курсы и факторы их изменения. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
2.17. Валютные курсы и национальная экономика. Платежный баланс. Его влияние на валютный курс. Валютная политика Китая. Практические 5 2 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
2.18. Проблемы функционирования и тенденции развития МВС. Сам. работа 5 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
2.19. Основные международные экономические организации, их функции и проблемы. Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.2
2.20. МВФ, ВТО, МБ, Клубы кредиторов. G20.Проблемы глобального регулирования. Практические 5 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.2
2.21. ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, G7, G20. Сам. работа 5 8 ОПК-5 Л2.1, Л1.2
2.22. Динамика конкурентоспособности стран и политика правительств. Сам. работа 5 8 ОПК-5 Л1.2, Л2.2
2.23. Научно-техническое сотрудничество стран. Сам. работа 5 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.2
2.24. Место Китая в мировой экономике Сам. работа 5 6 ОПК-5 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Николаева, И.П Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник : Дашков и К, 2016 : https://e.lanbook.com/book/93348
Л1.2 Мантусов и др. МИровая экономика и международные экономические отношенитя: Учебник Юнити-Дана, 2015 :http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426625
Л1.3 под ред. А. И. Погорлецкого, С. Ф Международные экономические отношения : учебное пособие для академического бакалавриата: Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/034BF008-CF77-4468-8D7A-E9B4554CAD78.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербанин и др. Мировая экономика: Учебник Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115038
Л2.2 Шкваря Л.В. Мировая экономикак : схемы и таблицы: Учебное пособюие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Чеботарев, Н.Ф . Мировая экономика и международные экономические отношения : : учебник Дашков и К,, e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э2 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международная организация труда – http: //www.ilo.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем


1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)







Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования http://www.forecast.ru
Центральный экономико-математический институт РАН http://www.cemi.rssi.ru/rus/
Центр стратегических разработок http://www.csr.ru/
Официальный указатель Wed-сайтов организаций системы ООН. http://www.un.org/russian/online/loc1.htm
Сайт Всемирного банка http://www.worldbank.org/
Сайт Международной Торговой Организации http://www.wto.org/
Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) http://www.oecd.org/
Европейский союз - http://europa.eu/
Международный валютный фонд -http://www.imf.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студентов над курсом предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях.
На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, вести записи основных положений лекции - в письменном (бумажном) или электронном виде. В конце лекции можно задать вопросы по прочитанному преподавателем материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. Целесообразно ПЕРЕД лекциями прочитать соответствующие теме лекции главы из учебников, чтобы иметь возможность более полно и глубоко воспринимать материалы лекций.
На семинарских (практических) занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение при обсуждении тех или иных вопросов тем, конкретных ситуаций, выступать с докладами, участвовать в решении практических заданий, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. При этом необходимо вести записи, расширяющие знания студентов по соответствующим темам, накапливая материал для успешной прохождения промежуточной аттестации. Для лучшей организации работы целесообразно иметь две тетради (или их электронный аналог) - для лекций и для практических занятий. Необходимо сохранять эти материалы не только до момента аттестации по курсу, но и до окончания ВУЗа.
К аудиторным занятиям необходимо готовиться. Для этого существует самостоятельная внеаудиторная работа. Она включает в себя работу в библиотеках, дома с учебниками и пособиями, обращение к электронным ресурсам сети интернета. Результаты самостоятельной работы могут приобретать форму личных записей (в тетради) или существовать в виде электронных заметок, фиксирующих основные наработки студента. В электронном виде следует по возможности сохранять написанные доклады, отдельные текстовые фрагменты, таблицы, графики, рисунки, результаты решения практических заданий и проч., помогающих уяснить соответствующие темы семинаров. Существенную роль в изучении курса играет постоянное еженедельное отслеживание текущих экономических новостей, позволяющих расширить экономический кругозор студентов, заинтересовать их изучением экономических процессов и дающих возможность постоянно актуализировать содержание семинарских занятий и обеспечивающих непосредственную связь теории и практики. Следует также отметить, что часть самостоятельной работы направлена на изучение вопросов к промежуточной аттестации, которые не были раскрыты ни в лекционном, ни в практическом курсе вследствие недостатка времени для аудиторной работы.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
• усвоить содержание основной учебной литературы и лекций по курсу;
• познакомиться и научиться анализировать научные статьи и другие источники при работе по темам докладов;
• научиться самостоятельно использовать теоретические положения и модели для оценки тех или иных ситуаций в экономике;
• приобрести навыки решения различных практических заданий, иллюстрирующих важнейшие положения экономической науки;
• быть готовым к участия в обсуждении проблем экономики на семинарских занятиях;
• выработать навыки ведения научно-исследовательской работы при подготовке докладов;
• приобрести навыки публичных выступлений, создания презентаций, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы.


.