МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кадровая политика и кадровый аудит организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_04_ГМУ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Сабына Елена Николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Кадровая политика и кадровый аудит организации

разработана в соответствии с ФГОС:
38.04.04. «Государственное и муниципальное управление», утвержденный Министерством образования и науки РФ «26» ноября 2014 г. №1518

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 28.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование теоретических и практических знаний о сущности кадровой политики и механизме ее реализации, а также изучение теории и практики проведения кадрового аудита.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности
ОПК-3 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 владением технологиями управления персоналом, обладанием умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать лидерские компетенции и способы их оценок.
Знать одномерные и многомерные стили управления; функции, обязанности, качества руководителя.
Знать основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы групповой динамики и командообразования.
Знать понятие и сущность кадровой политики в органах государственного и муниципального управления.
Знать технологии управления персоналом и кадрового аудита.
Знать российскую кадровую политику в сфере государственной и муниципальной службы.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь принимать решения и убеждать в их целесообразности коллектив, а также воплощать управленческие решения в жизнь.
Уметь оценивать лидерские компетенции.
Уметь организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач.
Уметь проводить аудит человеческих ресурсов в государственных и муниципальных организациях, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, эффективные пути ее удовлетворения.
Уметь разрабатывать мероприятия по набору и отбору новых служащих и программы их адаптации.
Уметь применять различные методы оценки и аттестации служащих.
Уметь разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию служащих.

Уметь работать в коллективе, творчески исполняя свои обязанности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.
Владеть способностью кооперации с коллегами, работе в коллективе.
Владеть диагностикой стиля руководителя и формирования лидерских качеств.
Владеть навыками развития лидерского потенциала.
Владеть современными инструментами управления человеческими ресурсами
Владеть понятийным аппаратом курса.
Владеть навыками анализа должностной инструкции и регламента.
Владеть навыками подбора и отбора персонала.
Владеть методами планирования карьеры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кадровая политика как стратегия управления персоналом
1.1. Кадровая политика и стратегия развития организации. Лекции 3 3 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Кадровая политика и стратегия развития организации Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. 1.Субъекты и объекты кадровой политики. Практические 3 1 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.4. Субъекты и объекты кадровой политики Сам. работа 3 3 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.5. 2.Российская кадровая политика. Практические 3 1 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.6. Управление персоналом как особый вид профессиональной деятельности Сам. работа 3 3 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.7. 3.Кадровая политика в сфере государственного и муниципального управления Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.8. Российская кадровая политика в сфере государственной службы: история, законодательные основы, современные тенденции Сам. работа 3 5 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Кадроведческие технологии
2.1. Кадровое планирование Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.2. 1.Кадровое планирование Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.3. Кадровое планирование Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.4. 2.Анализ содержания должностного регламента с учетом современных требований Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.5. 2.Анализ содержания должностного регламента с учетом современных требований Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.6. 3.Отбор в системе управления персоналом Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.7. 3.Отбор в системе управления персоналом Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.8. 4.Роль профессиональной деятельности в жизнедеятельности человека. Профессиональная ориентация и адаптация персонала Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.9. 4.Роль профессиональной деятельности в жизнедеятельности человека. Профессиональная ориентация и адаптация персонала Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.10. 5.Монографическая профессиограмма как основа отбора на государственную или муниципальную должность. Разработка двух разделов профессиограммы на указанную должность государственной или муниципальной службы Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.11. 5.Монографическая профессиограмма как основа отбора на государственную или муниципальную должность. Разработка двух разделов профессиограммы на указанную должность государственной или муниципальной службы Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.12. 6.Развитие персонала в организации. Карьера как часть жизненной стратегии. Планирование и реализации карьеры Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.13. 6.Развитие персонала в организации. Карьера как часть жизненной стратегии. Планирование и реализации карьеры Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.14. 7.Мотивация и стимулирование персонала. Изучение мотивационных предпочтений. Управление мотивацией персонала Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.15. 7.Мотивация и стимулирование персонала. Изучение мотивационных предпочтений. Управление мотивацией персонала Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Кадровый аудит
3.1. 1.Анализ психологических характеристик государственного служащего Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.2. 1.Анализ психологических характеристик государственного служащего Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.3. Оценка человеческого капитала в организации Лекции 3 3 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.4. Оценка человеческого капитала в организации Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.5. 2.Диагностика стиля руководителя Практические 3 1 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.6. 2.Диагностика стиля руководителя Сам. работа 3 2 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.7. 3.Оценка в системе управления персоналом. Метод экспертной оценки при анализе и формирования кадрового резерва Практические 3 1 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.8. 3.Оценка в системе управления персоналом. Метод экспертной оценки при анализе и формирования кадрового резерва Сам. работа 3 4 ОПК-1, ОПК-3, ПК-1 Л2.4, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Знаменский Д.Ю. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Левушкина С.В, Кадровая политика и кадровый аудит организаций: Учебное пособие для студентов по направлению подготовки 081100.68 Государственное и муниципальное управление Профиль подготовки – Управление социально-экономическим развитием территорий Квалификация (степень) выпускника – Магистр: Ставропольский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Кабашов С.Ю. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие: учебное пособие Флинт, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бабосов, Е. М. Управление персоналом. : Учебное пособие из университетской библиотеки online Минск : ТетраСистемс, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111916
Л2.2 Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/76D4001B-E815-4C4E-9CE9-D24BB73579D3
Л2.3 Ю. Г. Одегов, С. А. Карташов, М. Г. Лабаджян Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A1577E0C-7FC8-4595-A7F5-5D71EA9BAAED
Л2.4 [А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская] Кадровая политика и стратегия управления персоналом: учеб.-практ. пособие М.: Проспект, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гарант, Консультант
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3735

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.