МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология социальной работы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Психология социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент С.Г. Чудова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент С.Г. Чудова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладеть психологическими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления социальной работы по оказанию помощи нуждающимся; рассмотреть общее понятие социальной работы и место психологии в социальной работе; ознакомиться с психологическими особенностями социальной работы с различным контингентом нуждающихся в помощи; научиться применять психологические методы диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности различных категорий населения;
индивидуальные потребности различных категорий населения; механизм постановки социального диагноза и мероприятия по социальному сопровождению.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять идивидуальные потребности граждан;
анализировать обстоятельства, ухужшающие условия их жизнедеятельности;
применять навыки социальной работы с различным категориями, нуждающимся в психологической помощи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа обстоятельств жизнедеятельности различных категорий населения; разработки индивидуальных программ социальной поддержки различных категорий населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология социальной работы
1.1. Предметпсихологии социальной работы, ее структура, история становления, основные понятия.Психология социализации и социальной адаптации. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет психологии социальной работы, ее структура, история становления, основные понятия.Психология социализации и социальной адаптации. Сам. работа 4 18 Л2.1, Л1.1
1.3. Предметпсихологии социальной работы, ее структура, история становления, основные понятия.Психология социализации и социальной адаптации. Практические 4 4 Л2.1, Л1.1
1.4. Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Границы компетентности и социальной ответственности Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1
1.5. Психотехнологии диагностики.Психодиагностические опросники в практике социальной работы.Особенности социально-психологической работы с различными группами населения. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Психотехнологии диагностики.Психодиагностические опросники в практике социальной работы.Особенности социально-психологической работы с различными группами населения. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
1.7. Социально-психологическая помощь в практике социальной работы. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.1
1.8. Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними Сам. работа 4 18 Л2.1, Л1.1
1.9. Сущностные характеристики социальной адаптации. Сам. работа 4 16 Л2.1, Л1.1
1.10. Профессиональная компетентность в практике социальной работы. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника Сам. работа 4 30 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы

1. Психологические основы социальной работы (объекты, субъекты, задачи, функции социальной работы).
2. Приложение современных психологических теорий к социальной работе (современный структурный подход, диагностический и функциональный подходы, психоаналитический подход, когнитивно-бихевиоральные модели, принципы гуманистической психологии).
3. Основные направления социальной работы с населением.
4. Организация, формы и методы психокоррекции, психотерапии, психологического консультирования в практике социальной работы.
5. Становление социальных служб в России. Нормативно-правовая база социальной работы.
6. Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Нравственные принципы и нормы поведения социального работника.
7. Социальная работа как процесс решения проблем (этапы процесса решения проблем клиента).
8. Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.
9. Формы и методы социальной работы в семье.
10. Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей (психосоциальная геронтология).
11. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).
12. Дети и молодежь как клиенты социальной работы.
13. Особенности подходов к социальной работе с людьми с зависимостями (психосоциальная помощь алкоголикам и наркоманам).
14. Психосоциальная работа в службах занятости.
15. Психосоциальная помощь лицам БОМЖ.
16. Психосоциальная помощь жертвам природных и техногенных катастроф.
17. Психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения.
18. Психосоциальная работа с хроническими больными.
19. Социально-психологическая помощь в разрешении религиозных, межнациональных конфликтов.
20. Психосоциальная помощь лицам, подвергшимся насилию.
21. Психологическая помощь лицам в местах лишения свободы.
22. Социально-психологические методы коррекции межличностных отношений и разрешение конфликтных ситуаций.
23. .Профессиональная компетентность в практике социальной работы (роли, профессионально важные качества социальных работников).
24. Методы и приемы психосоциального взаимодействия социального работника с клиентами.
25. Методы саморегуляции социального работника (проблемы профессионального выгорания).
26. Методы психологического тренинга, индивидуальной и групповой психотерапии в социальной работе.
27. Организация служб экстренной психологической помощи.
28. Зарубежный опыт психосоциальной работы с населением.


Практические задания
1. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению пожилых людей.
2. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению лиц, подвергшихся насилию.
3. Разработать план мероприятий по социально-психологическому сопровождению лиц с зависимостью.
.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
Перечень тем
1.Оформление теоретической парадигмы социальной работы в 20 веке.
2.Отношение к инвалидам в современном российском обществе.
3.Концепция качества жизни в пожилом и старческом возрасте и ее социально-экономическое обоснование.
4 Наркотики в культурах мира.
5.Социальное сиротство как проблема современного общества и психологический феномен.
6.Система благотворительности в 90-е г. 20 века в Российской Федерации.
7.Система учреждений социальной защиты на рубеже 20-21 вв.
8.Система становления социальной защиты в Европе.
9.Особенности оформления практики социальной работы в Скандинавских странах.
10.Психология взаимоотношений между социальным работником и клиентом.
11.Семейное насилие и его жертвы.
12.Психология социальной работы с детьми и подростками.
13.Социальный работник в системе ювенальной юстиции.
14.Социально-психологическая помощь наркоманам.
15.Социально-психологическая помощь суицидентам.
16.Психология социальной работы с бездомными.
17.Психология социальной работы с осужденными.
18.Методы социальной работы со случаем.
19.Психологические теории и метод решения проблем.
20.Семья как клиент социальной работы.
21.Семья как фактор осложненной социализации.
22.Состояние проблемы сиротства в России/регионе/городе.
23.Причины социального сиротства. Основные факторы риска роста социального сиротства.
24.Одиночество как социальная проблема и возможности социальной работы для ее решения.
25.Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе.
26.Отношение к пожилым в современном российском обществе
27.Методы и технологии социальной работы с молодым поколением.
28.Основные тенденции профессионального самоопределения и занятости молодежи.
29.Отечественный опыт формирования и реализации политики в отношении семьи, детства и молодежи.
30.Индивидуальная работа с клиентом: методология исследования проблемы клиента.
31.Направления профессионального консультирования (индивидуальные формы работы, методы работы с группой.)
32.Проблемы профессионального сгорания в социальной работе.
33.История и эволюция практической социальной работы.
34.Социальная работа и медико-гигиенические, психолого-педагогические проблемы (отечественный и зарубежный опыт.)
35.Кризисная помощь: основные направления, методология.
36.Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании.
37.Психологическая характеристика развития детей в условиях детского дома.
38.Кризисные переживания детей и подростков.


5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сережко Т.А., Васильченко Т.З., Волобуева Н.М. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C7370476-B719-4C72-AE55-B4310D262725
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/AC27C61E-AE2A-47BF-AB82-B9122ABC9BB6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э7 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э8 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э9 Курс в Moodle "Психология социальной работы" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2196
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- На практическом занятии ответы студент излагает устно. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 фонда оценочных средств.
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- Практическое задание выполняется самостоятельно или в мини-группе, результаты представляются на практических занятиях. Содержание заданий представлено в п.3 настоящего фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться потребностями выбранной категории населения. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 настоящего фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
- Зачет проходит в устной форме, включает теоретический вопрос и практическое задание, выбранные из перечня вопросов к зачету п.3 фонда оценочных средств. Теоретический вопрос и практическое задание касается определения потребностей различных категорий населения и разработки программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению. Оценка за зачет ставится суммарно, исходя из полноты и глубины ответов на вопрос и задание.