МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология современной коммуникативистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильМенеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_МСК-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., профессор, Халина Н.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология современной коммуникативистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №528)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о теориях коммуникации, теориях массмедиа, определивших особенности развития современного общества;
Сформировать готовностную модель (Г.И. Богин) принятия решений;
Подготовить содержательно-информационную базу данных теоретического и прагматического плана, содержащую данные об особенностях организации общества пространства информационных потоков;
Выработать техники и технологии обработки информации о коммуникационных процессах и происходящих событиях с целью конструирования креативной среды для принятия соответствующих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения теорий коммуникации и теорий массовой коммуникации; принципы организации коммуникативного пространства в том числе в интернациональной среде, с учетом специфики местной деловой культуры зарубежных стран;
технологические преимущества современных коммуникационных технологий в организации делового общения с учетом специфики местной деловой культуры зарубежных стран;
3.2.Уметь:
3.2.1.оценить качество ведения коммуникативного процесса в том числе в интернациональной среде и с учетом специфики местной деловой культуры зарубежных стран;
управлять процессами стратегического планирования подготовки, творческой проработки и реализации коммуникационных программ и мероприятий в различных коммуникативных средах;
применять принципы, технологии делового общения в различных коммуникативных средах;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками управления коммуникативными процессами в том числе в интернациональной среде и с учетом специфики местной деловой культуры зарубежных стран;
герменевтическими техниками, необходимыми при планировании, подготовке и реализации коммуникативных кампаний и организационных мероприятий; навыками оценки качества ведения коммуникативного процесса в том числе в интернациональной среде и с учетом специфики местной деловой культуры зарубежных стран;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основания коммуникационных исследований
1.1. Концептуальная коммуникативистика Лекции 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Моделирование коммуникации в разных научных парадигмах Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.3. Теории массмедиа Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.4. Объяснительная (экспланаторная) коммуникативистика Лекции 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.5. Методологическое исследование массмедиа Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.6. Методологическое исследование массмедиа Сам. работа 2 18 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.7. Герменевтика и феномен информации. Дигитальная герменевтика Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.8. Визуальная риторика Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Прикладная коммуникативистика
2.1. Институциональный пожход в коммуникативистике Лекции 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Институциональные и коммуникационные матрицы коммуникативистики Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Институциональные и коммуникационные матрицы коммуникативистики Сам. работа 2 16 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Массмедиа: общество, культура, ценности Лекции 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.5. Типология массмедиа. Функционально-гратификационный подход к изучению Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.6. Массмедийный контент Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.7. Массмедийный контент Сам. работа 2 15 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.8. Медиаграмотность и ее оценка Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.9. Актуальные тенденции современной коммуникативистики Лекции 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.10. New Media теории Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.11. Политическая коммуникативистика Практические 2 2 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.12. Итоговый контроль Экзамен 2 27 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шунейко, А.А. Теория и практика эффективной коммуникации. [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. — Электрон. дан: М. : ФЛИНТА, 2015 Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/72714 — Загл. с экрана.
Л1.2 Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Чудинов А.П., Нахимова Е.А. Основы теории коммуникации: практикум М.: Флинта, 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Котов В.Д. Кросс-культурные процессы и массовая коммуникация : М. : Лаборатория книги, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Тимашева, О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] : учеб. пособие: Флинта, 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru;
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com;
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.