Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является приобретение иностранными студентами знаний и умений, овладение навыками, позволяющими осуществлять эффективное общение на русском языке и формированию и развитию аудиовизуальной культуры члена современного общества, а результатом этих процессов является всесторонне развитая, профессионально сформированная личность. Задачами освоения учебной дисциплины являются: 1.формирование представлений о сущности аудиовизуальных образов, их месте в пространстве современной культуры; 2.повышение уровня знаний в области русского языка кинематографа как языка культуры, в том числе специфики языка массового российского кинематографа; 3.формирование и развитие знаний и навыков в области понимания российских кинематографических текстов, овладение методами их интерпретации; 4.повышение уровня страноведческих знаний у иностранных студентов, позволяющего высказать и суметь отстоять свою точку зрения в процессе межкультурного общения; 5.способствование пониманию основных особенностей русского языка и овладению умением включать их элементы в процесс коммуникации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-9 | способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях |
ОК-10 | способностью к осознанию своих прав и обязанностей как гражданин своей страны; готовностью использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии |
ОПК-2 | способностью видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - сущности аудиовизуальных образов, их месте в пространстве современной культуры - сущность и структуру аудиовизуальной культуры личности, уровни ее развития; специфику киноязыка как языка культуры; - методы интерпретации кинематографического текста; - способы извлечения страноведческих знаний из кинематографического текста; - понятийный аппарат данной дисциплины. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - адекватно воспринимать русскоязычный текст фильма; - составить и высказать мнение о содержании, истории создания и художественной значимости российского фильма; - использовать полученные в результате просмотра фильма фоновые знания в процессе общения на русском языке. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - достаточным уровнем знаний, умений и навыков для решения задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности; - методами интерпретации кинематографических текстов; - навыками использования различных форм, видов устной коммуникации на русском языке. - должен демонстрировать способность и готовность: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Аудиовизуальная культура. Аудиовизуальные образы в пространстве современной культуры. | ||||||
1.1. | Аудиовизуальная культура. Роль аудиовизуальной информации в современном социально-культурном пространстве. Понятие аудиовизуальной культуры личности как компонента общей культуры. Структура аудиовизуальной культуры личности и уровни ее развития. Культура как содержащая взгляды, убеждения, мнения, идеи, идеологии, способы понимания мира, действенные в силу того, что они активно разделяются или пассивно принимаются большинством людей, составляющих то или иное общество. Культура как основа функционирования общества, культурные изменения – как основа социальных изменений. Культурная репрезентация как осмысление всех и любых фактов, явлений, событий. Аудиовизуальные образы как инструменты создания культурных репрезентаций. | Лекции | 4 | 2 | ||
1.2. | Практические | 4 | 6 | |||
Раздел 2. Тема 2. Язык кинематографа как язык культуры. | ||||||
2.1. | Искусство как универсальный язык культуры, способ отражения социальной реальности и инструмент ее конструирования, средство создания культурных репрезентаций. Кинематограф как язык культуры и специфика языка кино. Специфические характеристики массового искусства. Массовый кинематограф – особенности киноязыка. Массовый кинематограф как средство создания культурных репрезентаций. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2 | |
2.2. | Практические | 4 | 4 | |||
Раздел 3. Тема 3. Кинематографический текст и его понимание. | ||||||
3.1. | Произведение киноискусства как текст. Зависимость возможности понимания, интерпретации, использования кинематографа как языка культуры от степени освоения его человеком в ходе образования и воспитания. Проблема понимания кинематографического текста, как основанная на сходстве кинематографической и жизненной реальностей. Формирование аудиовизуальной культуры личности как обучение умению читать и интерпретировать кинематографический текст. Проблема смысла кинематографического текста – единственного или множественного. Интерпретация кинематографического текста как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, как поиск значений, заложенных в буквальном значении. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Практические | 4 | 4 | |||
Раздел 4. Тема 4. Кинематографический текст «Котенок»: проблемы взаимоотношения человека и животных | ||||||
4.1. | Лингвострановедческий комментарий. Проблемы отношения людей к животным в современном обществе. Обсуждение лексики изучаемого кинематографического текста, а также выражений, присущих разговорной речи. Просмотр кинематографического текста «Котенок». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Специфические особенности «языка» данного текста. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
4.2. | Практические | 4 | 0 | |||
Раздел 5. Тема 5. Кинематографический текст «Москва слезам не верит»: история жизни. | ||||||
5.1. | Лингвострановедческий комментарий. Человек и судьба. Человеческая жизнь как отражение истории страны. Обсуждение лексики изучаемого кинематографического текста, а также специфических выражений, используемых в фильме. Просмотр кинематографического текста «Москва слезам не верит». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Описание внешности и характера героев, изменившихся за 20 лет. Сопоставительный анализ героев, их поступков и речевых оборотов. Анализ сцен из фильма. Судьба главной героини как отражение истории жизни женщины. Проблемы отношений детей и родителей, супругов, друзей. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2 | |
5.2. | Практические | 4 | 2 | |||
Раздел 6. Тема 6. Кинематографический текст «Кавказский пленник»: война и человек. | ||||||
6.1. | Лингвострановедческий комментарий. Война и человек: отношения, проблемы выбора, дружба на войне, психологические проблемы человека. Просмотр кинематографического текста «Кавказский пленник». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Характер горцев, характер русских: особенности культур. Любовь на войне. Поведение человека на войне. Национальные особенности русских и нерусских людей. Судьба солдата: способ выжить. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1 | |
6.2. | Практические | 4 | 2 | |||
Раздел 7. Тема 7. Кинематографический текст «Елена»: материнская любовь. | ||||||
7.1. | Лингвострановедческий комментарий. Современная семья и отношения между супругами. Материнская забота. Просмотр кинематографического текста «Елена». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Идиоматические конструкции как способ понимания кинематографического текста. Социальный статус супругов: особенности и проблемы. Характеристика отношений в современной семье. Поведение и отношение родителей и подростков. Проблемы воспитания родных и неродных детей. Сравнение образа жизни героев фильма. Материнская любовь и грех (убийство). | Лекции | 4 | 4 | ||
7.2. | Практические | 4 | 2 | |||
7.3. | Сам. работа | 4 | 36 | ОК-9, ОК-10, ОПК-2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине в Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС по дисциплине в Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по дисциплине имеется в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вишняков С.А. | Культуроведение России. Современная российская художественная проза и публицистика: Учебное пособие | ФЛИНТА, 2014 | e.lanbook: https://e.lanbook.com/book/51813 |
Л1.2 | Вишняков С.А. | Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие по культуроведению России | М.: Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2012 | ЭБС «Лань»: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103495 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.mosfilm.ru | |||
Э2 | www.ivi.ru | |||
Э3 | www.soyzmult.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
отсутствует Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
отсутствует |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Виды контрольной деятельности: Тема 1 Аудиовизуальная культура. Аудиовизуальные образы в пространстве современной культуры. устный опрос Тема 2 Язык кинематографа как язык культуры устный опрос Тема 3 Кинематографический текст и его понимание письменная работа Тема 4 Кинематографический текст «Котенок»: проблемы взаимоотношения человека и животных составление диалогов Тема 5 Кинематографический текст «Москва слезам не верит»: история жизни рецензия Тема 6 Кинематографический текст «Кавказский пленник»: война и человек презентация Тема 7 Кинематографический текст «Елена»: материнская любовь ролевая игра «Суд на Еленой» |