МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аудирование русских художественных фильмов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Аудирование русских художественных фильмов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является приобретение иностранными студентами знаний и умений, овладение навыками, позволяющими осуществлять эффективное общение на русском языке и формированию и развитию аудиовизуальной культуры члена современного общества, а результатом этих процессов является всесторонне развитая, профессионально сформированная личность.
Задачами освоения учебной дисциплины являются:
1.формирование представлений о сущности аудиовизуальных образов, их месте в пространстве современной культуры;
2.повышение уровня знаний в области русского языка кинематографа как языка культуры, в том числе специфики языка массового российского кинематографа;
3.формирование и развитие знаний и навыков в области понимания российских кинематографических текстов, овладение методами их интерпретации;
4.повышение уровня страноведческих знаний у иностранных студентов, позволяющего высказать и суметь отстоять свою точку зрения в процессе межкультурного общения;
5.способствование пониманию основных особенностей русского языка и овладению умением включать их элементы в процесс коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях
ОК-10 способностью к осознанию своих прав и обязанностей как гражданин своей страны; готовностью использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии
ОПК-2 способностью видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущности аудиовизуальных образов, их месте в пространстве современной культуры
- сущность и структуру аудиовизуальной культуры личности, уровни ее развития; специфику киноязыка как языка культуры;
- методы интерпретации кинематографического текста;
- способы извлечения страноведческих знаний из кинематографического текста;
- понятийный аппарат данной дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.- адекватно воспринимать русскоязычный текст фильма;
- составить и высказать мнение о содержании, истории создания и художественной значимости российского фильма;
- использовать полученные в результате просмотра фильма фоновые знания в процессе общения на русском языке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- достаточным уровнем знаний, умений и навыков для решения задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности;
- методами интерпретации кинематографических текстов;
- навыками использования различных форм, видов устной коммуникации на русском языке.
- должен демонстрировать способность и готовность:
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Аудиовизуальная культура. Аудиовизуальные образы в пространстве современной культуры.
1.1. Аудиовизуальная культура. Роль аудиовизуальной информации в современном социально-культурном пространстве. Понятие аудиовизуальной культуры личности как компонента общей культуры. Структура аудиовизуальной культуры личности и уровни ее развития. Культура как содержащая взгляды, убеждения, мнения, идеи, идеологии, способы понимания мира, действенные в силу того, что они активно разделяются или пассивно принимаются большинством людей, составляющих то или иное общество. Культура как основа функционирования общества, культурные изменения – как основа социальных изменений. Культурная репрезентация как осмысление всех и любых фактов, явлений, событий. Аудиовизуальные образы как инструменты создания культурных репрезентаций. Лекции 4 2
1.2. Практические 4 6
Раздел 2. Тема 2. Язык кинематографа как язык культуры.
2.1. Искусство как универсальный язык культуры, способ отражения социальной реальности и инструмент ее конструирования, средство создания культурных репрезентаций. Кинематограф как язык культуры и специфика языка кино. Специфические характеристики массового искусства. Массовый кинематограф – особенности киноязыка. Массовый кинематограф как средство создания культурных репрезентаций. Лекции 4 2 Л1.2
2.2. Практические 4 4
Раздел 3. Тема 3. Кинематографический текст и его понимание.
3.1. Произведение киноискусства как текст. Зависимость возможности понимания, интерпретации, использования кинематографа как языка культуры от степени освоения его человеком в ходе образования и воспитания. Проблема понимания кинематографического текста, как основанная на сходстве кинематографической и жизненной реальностей. Формирование аудиовизуальной культуры личности как обучение умению читать и интерпретировать кинематографический текст. Проблема смысла кинематографического текста – единственного или множественного. Интерпретация кинематографического текста как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, как поиск значений, заложенных в буквальном значении. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1
3.2. Практические 4 4
Раздел 4. Тема 4. Кинематографический текст «Котенок»: проблемы взаимоотношения человека и животных
4.1. Лингвострановедческий комментарий. Проблемы отношения людей к животным в современном обществе. Обсуждение лексики изучаемого кинематографического текста, а также выражений, присущих разговорной речи. Просмотр кинематографического текста «Котенок». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Специфические особенности «языка» данного текста. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1
4.2. Практические 4 0
Раздел 5. Тема 5. Кинематографический текст «Москва слезам не верит»: история жизни.
5.1. Лингвострановедческий комментарий. Человек и судьба. Человеческая жизнь как отражение истории страны. Обсуждение лексики изучаемого кинематографического текста, а также специфических выражений, используемых в фильме. Просмотр кинематографического текста «Москва слезам не верит». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Описание внешности и характера героев, изменившихся за 20 лет. Сопоставительный анализ героев, их поступков и речевых оборотов. Анализ сцен из фильма. Судьба главной героини как отражение истории жизни женщины. Проблемы отношений детей и родителей, супругов, друзей. Лекции 4 2 Л1.2
5.2. Практические 4 2
Раздел 6. Тема 6. Кинематографический текст «Кавказский пленник»: война и человек.
6.1. Лингвострановедческий комментарий. Война и человек: отношения, проблемы выбора, дружба на войне, психологические проблемы человека. Просмотр кинематографического текста «Кавказский пленник». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Характер горцев, характер русских: особенности культур. Любовь на войне. Поведение человека на войне. Национальные особенности русских и нерусских людей. Судьба солдата: способ выжить. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.1
6.2. Практические 4 2
Раздел 7. Тема 7. Кинематографический текст «Елена»: материнская любовь.
7.1. Лингвострановедческий комментарий. Современная семья и отношения между супругами. Материнская забота. Просмотр кинематографического текста «Елена». Принципы интерпретация кинематографического текста с точки зрения названных проблем. Идиоматические конструкции как способ понимания кинематографического текста. Социальный статус супругов: особенности и проблемы. Характеристика отношений в современной семье. Поведение и отношение родителей и подростков. Проблемы воспитания родных и неродных детей. Сравнение образа жизни героев фильма. Материнская любовь и грех (убийство). Лекции 4 4
7.2. Практические 4 2
7.3. Сам. работа 4 36 ОК-9, ОК-10, ОПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС по дисциплине в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по дисциплине имеется в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вишняков С.А. Культуроведение России. Современная российская художественная проза и публицистика: Учебное пособие ФЛИНТА, 2014 e.lanbook: https://e.lanbook.com/book/51813
Л1.2 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие по культуроведению России М.: Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2012 ЭБС «Лань»: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103495
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.mosfilm.ru
Э2 www.ivi.ru
Э3 www.soyzmult.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
отсутствует
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
отсутствует

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Виды контрольной деятельности:
Тема 1
Аудиовизуальная культура. Аудиовизуальные образы в пространстве современной культуры.
устный опрос
Тема 2
Язык кинематографа как язык культуры
устный опрос
Тема 3
Кинематографический текст и его понимание
письменная работа
Тема 4
Кинематографический текст «Котенок»: проблемы взаимоотношения человека и животных составление диалогов
Тема 5
Кинематографический текст «Москва слезам не верит»: история жизни
рецензия
Тема 6
Кинематографический текст «Кавказский пленник»: война и человек
презентация
Тема 7
Кинематографический текст «Елена»: материнская любовь
ролевая игра «Суд на Еленой»