Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.
1.1. | 1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины - сформировать компетенции профессионального общения на иностранном (русском) языке, а также сформировать глобальное гуманистическое мировидение – толерантность, эмпатию, уважение и непредвзятость к ценностям другой культуры и способность работать в команде, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты за счет позитивной коммуникации. Основной целью курса является повышение исходного уровня владения устной формой русского языка, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в культурной и профессиональной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. 2. Задачи дисциплины Задачами освоения учебной дисциплины являются: 1.формирование у иностранных студентов навыков и умений эффективного, социально-приемлемого общения в диалогической, полилогической и монологической формах; 2.развитие когнитивных и исследовательских умений; 3.формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому и речевому материалу – социальным текстам; 4.расширение кругозора и повышение общей культуры иностранных студентов; 5.увеличение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12 |
ОПК-10 | способностью использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации |
ПК-18 | владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - закономерности и правила функционирования системы языка в речи; на основе этого понимать мысли других и выражать собственные в устной форме; - основные методы и приемы работы с аутентичными аудиоматериалами – социальными текстами; - нормы и правила социокультурного речевого поведения в рамках норм, традиций и культурных кодов страны изучаемого языка (русского языка); - особенности культуры и традиции страны изучаемого языка (русского языка); - понятийный аппарат данной дисциплины. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - адекватно воспринимать русскоязычный социальный текст; - извлекать необходимую информацию из звучащих текстов социокультурного характера; - самостоятельно продуцировать тексты (строить высказывания); - вступать в коммуникацию с другими людьми, ориентироваться в ситуации общения и выбирать наиболее эффективный с точки зрения национально-культурных и этических норм способ выражения мысли в соответствии с коммуникативным намерением; - определить тему, главную мысль сообщения, основные сообщаемые факты, устанавливать логико-смысловую структуру высказывания |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | должен владеть: - навыками использования национально-специфических особенностей представителей других культур для достижения межкультурного понимания; - навыками выстраивания коммуникативных стратегий и тактик с учетом экстралингвистических параметров ситуаций речевого общения; - навыками ориентирования в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности (на примере социальных текстов). должен демонстрировать способность и готовность: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тема 1. Речь дикторов радио и телевидения. Структура выпуска новостей. | ||||||
1.1. | Лекции | 7 | 2 | |||
1.2. | Рассматривается структура нескольких выпусков новостей, позволяющая судить о значимости каждой новости. Представление журналистами своих коллег, передача слова. Отдельные рубрики выпусков новостей (погода, биржевые новости и т. п.). Используется контент Первого канала, ТНТ, МУЗ-ТВ, Россия-24, Россия-2. | Лабораторные | 7 | 2 | ОПК-10, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Тема 2. Перифразы в речи журналистов. Клише. Аргументация. Слова-связки. | ||||||
2.1. | Лекции | 7 | 2 | |||
2.2. | На примере аудиоматериалов выпусков новостей рассматривается употребление перифраз и клише. Высказывание мнения рассматривается на материалах репортажей дискуссионного характера длительностью около 2 минут (например, о клонировании). | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-18 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Тема 3. Репортажи и дискуссии на радио. Монологическая и диалогическая речь. | ||||||
3.1. | Лекции | 7 | 2 | |||
3.2. | Продолжается тема, начатая в предыдущем разделе. В качестве материала используются записи передач дискуссионного характера большей длительностью (до 10 минут). Рассматриваются особенности диалогической речи на радио (например, «Эхо Москвы»). | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-18 | |
Раздел 4. Тема 4. Телевизионные ток-шоу. Молодежный сленг. | ||||||
4.1. | Лекции | 7 | 2 | |||
4.2. | Продолжается работа над пониманием диалогической речи на более сложном материале (речь в более быстром темпе и с использованием лексики молодежного жаргона). Уделяется внимание индивидуальным и региональным особенностям речи носителей языка (возраст, социальная принадлежность, место жительства). Рассматриваются отрывки из программ «Пусть говорят», «Прямой эфир», передачи канала МУЗ-ТВ. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-10 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Тема 5. Межкультурное общение. Когнитивная функция языка. | ||||||
5.1. | Лекции | 7 | 2 | |||
5.2. | На материале телевизионных программ «Маршрут построен», «Открытие Китая», «Следуй за мной» реализуется повышение уровня страноведческих знаний у иностранных студентов, позволяющего высказать и суметь отстоять свою точку зрения в процессе межкультурного общения. На примере отрывков телевизионных интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники» формируется представление о когнитивных особенностях русского языка, что дает возможность познакомить с максимальным количеством особенностей общения на русском языке. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Тема 6. Имплицитность. Экстралингвистические знания. | ||||||
6.1. | Показывается роль экстралингвистических знаний для понимания высказываний (в том числе юмора и игры слов). В качестве материала используются небольшие отрывки юмористических программ (КВН, Вечерний Ургант). Предполагается анализ высказываний, а также подробный разбор юмористических конструкций до полного понимания смысла происходящего. | Лабораторные | 7 | 2 | ||
6.2. | Сам. работа | 7 | 51 | ОПК-10, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 | |
6.3. | Экзамен | 7 | 27 | ОПК-10, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Подготовка пересказа звучащего текста с комментариями. темы: 1. Коррупция в современной России. 2. Современный этикет: посещение ресторана. 3. Еда: пищевое поведение россиян и китайцев. 4. Деньги. 5. Неравный брак: брак и семья в современной России. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Составление тезаурусов по темам: 1. Коррупция в современной России. 2. Современный этикет: посещение ресторана. 3. Еда: пищевое поведение россиян и китайцев. 4. Деньги. 5. Неравный брак: брак и семья в современной России. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кумбашева Ю.А. | Человек в современном мире: учебное пособие по разговорной практике: учебное пособие | М.: Флинта, 2016 // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Н. В. Баско | Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся | М.: Русский язык. Курсы, 2013 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кумбашева Ю.А. | Экономические и социальные проблемы России. Учебник для студентов-иностранцев: учебник | М.: Флинта, 2016 / ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1tv.ru | www.1tv.ru | ||
Э2 | live.russia.tv | www.live.russia.tv | ||
Э3 | russia.tv | russia.tv | ||
Э4 | muz-tv.ru | muz-tv.ru | ||
Э5 | tnt-online.ru | tnt-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
На экзамене студент должен ответить на один теоретический вопрос из билета и выполнить одно практическое задание. |