МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Социальная философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. № 326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В.Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В.Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.передача магистрантам базовых знаний по проблемам социальной философии, формирование у них навыков философской рефлексии, развитие способности магистрантов к критическому осмыслению социальной реальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.философию социальных наук, некоторые направления и тен-денции современных социоло-гических теорий

3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания: философии социальных наук при решении задач прикладно-го исследования социальных общностей, институтов и про-цессов, общественного мнения

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками прикладно-го исследования социальных общностей, институтов и про-цессов, общественного мнения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Марксистское материалистическое понимание истории
1.1. Марксистское материалистическое понимание истории Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Марксистское материалистическое понимание истории Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Марксистское материалистическое понимание истории Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Природа социально-философского знания его особенности и ло-гика развития
2.1. Природа социально-философского знания его особенности и ло-гика развития Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Природа социально-философского знания его особенности и ло-гика развития Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Формирование социальной философии.
3.1. Формирование социальной философии. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Формирование социальной философии. Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Формирование социальной философии. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Социальная философия Х1Х-ХХ вв.
4.1. Социальная философия Х1Х-ХХ вв. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Социальная философия Х1Х-ХХ вв. Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Социальная философия Х1Х-ХХ вв. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основные течения современной социальной философии
5.1. Основные течения социальной философии Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Основные течения современной социальной философии Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Основные течения современной социальной философии Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Природные основы социальной жизни
6.1. Природные основы социальной жизни Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.2. Природные основы социальной жизни Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Деятельность как средство воспроизведения общественных отношений
7.1. Содержание понятия «деятельность» и его методологическая роль в контексте социальной философии. Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
7.2. Содержание понятия «деятельность» и его методологическая роль в контексте социальной философии. Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Социальная философия о деятельности как мировоззренческом принципе объяснения действительности
8.1. Проблема духовности в современной России и концепция духовной жизни общества В.С. Барулина. Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
8.2. Проблема духовности в современной России и концепция духовной жизни общества В.С. Барулина. Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Становление социальности. Основные сферы жизни общества
9.1. Становление социальности. Основные сферы жизни общества Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
9.2. Становление социальности. Основные сферы жизни общества Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Перечень вопросов
Вопросы к зачёту
1. Предмет социальной философии
2. функции социальной философии
3. Место социальной философии в системе гуманитарного знания
4. Социально-философские вопросы в античной философии
5. Мыслители Средневековья и Возрождения о проблемах общества.
6. Вопросы естественного права и государства в философии 18 века ( 9Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье)
7. Социальная философия Х1Х-ХХ вв.
8. Позитивистская социальная философия
9. Социальная философия марксизма
10. Социальная философия географического направления
11. Биологического, географического и технологического направлений
12. Природа человека, его происхождение и сущностные характеристики
13. Окружающая природа как совокупность условий существования человека
14. Пути взаимодействия общества и природы
15. Деятельность как средство самореализации людей и воспроизведе-ния общественных отношений
16.Социальная философия о деятельности как мировоззренческом принципе объяснения действительности
17. Общественные отношения и общение в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода (Зиммель, Кассирер, Ясперс, Хайдеггер, Бубер, Бахтин)
18. Деятельность и культура, социальная философия о межкуль-турных связях людей.
19. Проблема определения понятия «интеллигенция».
20. Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития.
21. Особенности русской интеллигенции.
22. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интел-лигенции.
23. Н.Бердяев об интеллигенции («Философская истина) и интелли-гентская правда»
24. Струве П.Б «Интеллигенция и революция»
25. Булгаков С.Н (Героизм и подвижнечество) и С.Л. Франк (Этика нигилизма) об интеллигенции.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Перечень тем
1. Взгляды Аристотеля на общество.
2. Социальные представления античного общества.
3. Тождество и различие во взглядах Платона и Аристотеля па государство.
4. Томас Гоббс как социальный философ.
5. Джон Локк как социальный философ.
6. Географический детерминизм Шарля Монтесквье.
7. Социально-философская концепция Жана-Жака Руссо.
8. Социально-экономические взгляды Томаса Мальтуса как отражение классовой борьбы в Западной Европе рубежа XVIII—XIX веков.
9. Разработка теории классов в социальной философии и политической эконо-мии до К. Маркса.
10. . Гегель как социальный философ.
11. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
12. Социально-философский смысл теории прибавочной стоимости Карла Марк-са.
13. Гуманистический характер теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
14. Социально-философские взгляды Макса Вебера.
15. 10Социально-философское содержание американского институционализма.
16. Социально-философские взгляды Ф. Хайека
17. Социально-философские взгляды Ф. Фукиямы.
18. Информационное общество: глобальный и региональный аспекты
19. Взаимосвязь демократии и информатизации общества
20. Противоречия становления информационного общества в современной Рос-сии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитин С.А., Керимов Т.Х. - под науч. ред. Социальная феноменология: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесников А.С. - под ред. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Э2 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Э3 Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Э4 Курс в Moodle «Социальная философия» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1) приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; условиями изучения учебной дисциплины, видами 5 учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, программой итогового испытания (не позднее 2-ой недели семестра);
2) студент имеет право на получение информации о своем текущем рейтинге; результатах каждого контрольного мероприятия; результатах текущей и промежуточной аттестации; итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.