МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в языкознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Введение в языкознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - познакомить студентов с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития и знание которых необходимо для изучения всего разнообразного цикла лингвистических дисциплин, изучаемых учащимися по направлению "Лингвистика".
Задачи изучения дисциплины:
Изучив курс «Введение в языкознание», студенты должны:
1. знать проблематику и систему важнейших понятий современного языкознания,
2. знать родственные связи русского языка и его типологические соотношения с други-ми языками,
3. владеть элементарными навыками лингвистического анализа явлений языка, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания,
4. уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном языке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач
ОПК-3 владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей
ПК-17 способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о базовой терминологиии современной лингвистики, основных сферах прикладного использования знаний о языке
3.2.Уметь:
3.2.1.иметь представление об основах, принципах и методах изучения языка в современной лингвистике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.характеризовать основные уровни языка (единицы, отношения, закономерности)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный раздел
1.1. Сущность языка: диахроническая изменчивость языка. Сущность языка: его внутренняя структура Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Сущность языка: диахроническая изменчивость языка. Сущность языка: его внутренняя структура Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Вводный раздел Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Письмо
2.1. Письмо в его отношении к языку. Типология письменных знаков. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии: фонетический, фонематический (в теории ЛФШ – морфематический), граммематический, дифференцировочный, традиционный. Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Грамматика
3.1. Морфологическая классификация языков Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Морфологическая классификация языков. Понятие слова. Статус слова в общей теории языка Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Грамматика Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Смысловая сторона словоформы. Номинативные и синтаксические значения. Граммема. Грамматическая категория. Грамматические и неграмматические значения Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Сам. работа 5 4
3.6. Синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Синтаксические связи и функции и способы их формального выражения Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Синтаксические связи и функции и способы их формального выражения Лабораторные 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Сам. работа 5 4
3.9. Простое предложение. Грамматическая структура глагольного предложения. Актуальное (коммуникативное) членение предложения Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Сам. работа 5 4 ОПК-3
3.11. Синтаксическая типология языков Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Лексикология
4.1. Лексическая неоднозначность. Соотношение формы и содержания в слове Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Лексикология Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Историческое языкознание
5.1. Историческое развитие языков. Языковые изменения Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Историческое языкознание Сам. работа 5 6 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Вопросы типологического языкознания
6.1. Сравнительно-историческое языкознание. Языковые контакты. Заимствования. Установление языкового родства. Генеалогическая классификация языков Лабораторные 5 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Вопросы типологического языкознания Сам. работа 5 6 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в Приложении



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Ю. Норман Теория языка. Вводный курс: учебник для вузов М. // ЭБС «Лань», 2016, 2018 ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/109572
Л1.2 В.П. Даниленко Введение в языкознание : М. // ЭБС «Лань», 2016, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.В.Рождественский Введение в языкознание: учебное пособие М., 2005
Л2.2 А.А. Шайкевич Введение в лингвистику: учеб. пособ. М., 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» e.lanbook.com.
Э2 2. Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru.
Э3 3. Языкознание.ру – Основные проблемы и концепции современного сравнительно-исторического языкознания yazykoznanie.ru/content/view/28/216
Э4 4. Журнал «Вопросы языкознания» Официальный сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН www.ruslang.ru/agens.php?id=vopjaz_cont
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии оценки по курсу
1. Выполнить контрольную работу по теме указанной преподавателем.
3. Выполнить индивидуальные задания по дисциплине и получить по ним положительные оценки.
4. Критерии по выставлению выше указанных экзаменационных оценок:
• Оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившего всестороннее, систематическое и глубокое знание программного (учебного) материала, выполнившего все задания, предусмотренные программой, усвоившего основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой дисциплины.
Как правило, оценка «отлично» выставляется студенту, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании и использовании программного (учебного) материала, в полном объёме владеющего знаниями по данной дисциплине.
• Оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившего полное знание программного (учебного) материала, успешно выполнившего предусмотренные в программе задания, усвоившего основную литературу, знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной в программе дисциплины.
• Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, показавшего знание основного программного (учебного) материала, в минимальном объеме, необходимой для дальнейшей работы по профессии, справившегося с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной и рекомендованной литературой.
Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, допустившим значительные погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим теоретическими знаниями для их устранения.
• Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, показавшего значительные пробелы в знаниях основного программного (учебного) материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.