Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 03.09.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор
1.1. | Цель дисциплины - познакомить студентов с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития и знание которых необходимо для изучения всего разнообразного цикла лингвистических дисциплин, изучаемых учащимися по направлению "Лингвистика". Задачи изучения дисциплины: Изучив курс «Введение в языкознание», студенты должны: 1. знать проблематику и систему важнейших понятий современного языкознания, 2. знать родственные связи русского языка и его типологические соотношения с други-ми языками, 3. владеть элементарными навыками лингвистического анализа явлений языка, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, 4. уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном языке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | способностью использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач |
ОПК-3 | владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей |
ПК-17 | способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о базовой терминологиии современной лингвистики, основных сферах прикладного использования знаний о языке |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | иметь представление об основах, принципах и методах изучения языка в современной лингвистике |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | характеризовать основные уровни языка (единицы, отношения, закономерности) |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вводный раздел | ||||||
1.1. | Сущность языка: диахроническая изменчивость языка. Сущность языка: его внутренняя структура | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Сущность языка: диахроническая изменчивость языка. Сущность языка: его внутренняя структура | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Вводный раздел | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Письмо | ||||||
2.1. | Письмо в его отношении к языку. Типология письменных знаков. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии: фонетический, фонематический (в теории ЛФШ – морфематический), граммематический, дифференцировочный, традиционный. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Грамматика | ||||||
3.1. | Морфологическая классификация языков | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Морфологическая классификация языков. Понятие слова. Статус слова в общей теории языка | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Грамматика | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Смысловая сторона словоформы. Номинативные и синтаксические значения. Граммема. Грамматическая категория. Грамматические и неграмматические значения | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Сам. работа | 5 | 4 | |||
3.6. | Синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Синтаксические связи и функции и способы их формального выражения | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Синтаксические связи и функции и способы их формального выражения | Лабораторные | 5 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
3.8. | Сам. работа | 5 | 4 | |||
3.9. | Простое предложение. Грамматическая структура глагольного предложения. Актуальное (коммуникативное) членение предложения | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.10. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-3 | ||
3.11. | Синтаксическая типология языков | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Лексикология | ||||||
4.1. | Лексическая неоднозначность. Соотношение формы и содержания в слове | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Лексикология | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Историческое языкознание | ||||||
5.1. | Историческое развитие языков. Языковые изменения | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Историческое языкознание | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Вопросы типологического языкознания | ||||||
6.1. | Сравнительно-историческое языкознание. Языковые контакты. Заимствования. Установление языкового родства. Генеалогическая классификация языков | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Генеалогическая и типологическая классификация языков. Вопросы типологического языкознания | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-1, ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС в Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Б.Ю. Норман | Теория языка. Вводный курс: учебник для вузов | М. // ЭБС «Лань», 2016, 2018 | ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/109572 |
Л1.2 | В.П. Даниленко | Введение в языкознание : | М. // ЭБС «Лань», 2016, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю.В.Рождественский | Введение в языкознание: учебное пособие | М., 2005 | |
Л2.2 | А.А. Шайкевич | Введение в лингвистику: учеб. пособ. | М., 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | e.lanbook.com. | ||
Э2 | 2. Университетская библиотека ONLINE | www.biblioclub.ru. | ||
Э3 | 3. Языкознание.ру – Основные проблемы и концепции современного сравнительно-исторического языкознания | yazykoznanie.ru/content/view/28/216 | ||
Э4 | 4. Журнал «Вопросы языкознания» Официальный сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН | www.ruslang.ru/agens.php?id=vopjaz_cont | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Критерии оценки по курсу 1. Выполнить контрольную работу по теме указанной преподавателем. 3. Выполнить индивидуальные задания по дисциплине и получить по ним положительные оценки. 4. Критерии по выставлению выше указанных экзаменационных оценок: • Оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившего всестороннее, систематическое и глубокое знание программного (учебного) материала, выполнившего все задания, предусмотренные программой, усвоившего основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой дисциплины. Как правило, оценка «отлично» выставляется студенту, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании и использовании программного (учебного) материала, в полном объёме владеющего знаниями по данной дисциплине. • Оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившего полное знание программного (учебного) материала, успешно выполнившего предусмотренные в программе задания, усвоившего основную литературу, знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной в программе дисциплины. • Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, показавшего знание основного программного (учебного) материала, в минимальном объеме, необходимой для дальнейшей работы по профессии, справившегося с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной и рекомендованной литературой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, допустившим значительные погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим теоретическими знаниями для их устранения. • Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, показавшего значительные пробелы в знаниях основного программного (учебного) материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. |