Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | - сформулировать у студентов системные представления о правах человека, их социальной и юридической природе, генезисе, современном состоянии и механизмах их защиты; - совершенствовать в практической профессиональной деятельности навыки комплексного анализа социально-правовых институтов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-3 | способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные проблемы и новые теории, модели и методы исследований в области социологии права и прав человека |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации данных в сфере защиты прав человека |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками организации и проведения прикладного или теоретического исследования в профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Права человека" | ||||||
1.1. | Права человека как наука и учебная дисциплина. | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Права человека как наука и учебная дисциплина. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Права человека как наука и учебная дисциплина. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Правовой статус человека и гражданина РФ. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Правовой статус человека и гражданина РФ. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Личные (гражданские) права и свободы. | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Личные (гражданские) права и свободы. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Политические права и свободы. | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Политические права и свободы. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Политические права и свободы. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Экономические права. | Лекции | 2 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Экономические права. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Социальное право. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Социальное право. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Конституционные (основные) обязанности граждан РФ. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Конституционные гарантии охраны основных прав и свобод человека и гражданина в РФ. | Практические | 2 | 0 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Конституционные гарантии охраны основных прав и свобод человека и гражданина в РФ. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Международная защита прав человека. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Международная защита прав человека. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Экзамен | 2 | 9 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Понятие, сущность и значение прав человека. 2. Предмет, объект и задачи дисциплины «Права человека». Взаимосвязь науки «Права человека» с другими науками. 3. Права человека в истории политико-правовой мысли Древней Греции. 4. Права человека в истории политико-правовой мысли Древнего Рима. 5. Права человека в Средние века. 6. Права человека в Новое время. 7. Права человека в дореволюционной России. 8. Принципы прав человека. 9. Виды и критерии классификации прав и свобод человека. 10. Понятие, виды и содержание абсолютных прав и свобод человека. 11. Основания ограничения прав и свобод человека. Права и свободы, подлежащие ограничению. 12. Личные (гражданские) права и свободы: понятие, виды, содержание. 13. Политические права и свободы: понятие, виды, содержание. 14. Социальные права человека: понятие, виды, содержание и гарантии. 15. Экономические права человека: понятие, виды, содержание и гарантии. 16. Культурные права человека: понятие, виды, содержание и гарантии. 17. Понятие и структура правового статуса человека и гражданина. 18. Понятие, специфика и значение гражданства. Порядок приобретения и утраты гражданства. 19. Двойное гражданство, многогражданство и безгражданство. 20. Правовое положение иностранцев. 21. Понятие, виды и особенности современных механизмов защиты прав и свобод человека. 22. Права человека и Конституция РФ. 23. Система государственных и юридических гарантий защиты прав человека и гражданина в РФ. 24. Развитие системы конституционного контроля в РФ. 25. Конституционный суд РФ: компетенция, принципы и формы защиты прав и свобод человека и гражданина. 26. Юридическая сила решений Конституционного суда РФ. 27. Суд как гарант прав личности. 28. Право на судебную защиту. 29. Защита прав человека в уголовном судопроизводстве. 30. Защита прав человека в гражданском судопроизводстве. 31. Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина. 32. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти. 33. Защита прав и свобод человека и гражданина при применении мер административного принуждения. 34. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в европейских государствах. 35. Уполномоченный по правам человека в РФ: функции, компетенция. 36. Прокуратура РФ: компетенция в области прав человека. 37. Правительство РФ: компетенция в области прав человека. 38. Министерство юстиции РФ: компетенция в области прав человека. 39. Права человека как отрасль современного международного права. 40. Понятие, сущность и функции международной защиты прав человека. 41. Значение международной защиты прав человека для современных международных отношений. 42. Соотношение международной (универсальной, региональной) и национальной защиты прав и свобод человека. 43. Роль и компетенция ООН в области прав человека. 44. Роль и компетенция главных органов ООН в области прав человека. 45. Роль и компетенция вспомогательных органов ООН в области прав человека. 46. Билль о правах: понятие, содержание, значение. 47. Комиссия ООН по правам человека. 48. Верховный комиссар ООН по правам человека. 49. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. 50. Договорные органы ООН: понятие, виды, особенности функционирования. 51. Европейская система защиты прав человека: история создания, нормативная база, значение для РФ. 52. Европейский суд по правам человека: история создания, состав, компетенция. 53. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. 54. Международные преступления и правонарушения в области прав человека. 55. Международный уголовный суд: история создания, компетенция. Типовые практические задания: 1. Выпишите из Устава ООН нормы, регулирующие на международном уровне права человека. 2. В одной из газет было опубликовано заявление гражданина Петрова о незаконном установлении телефона у служащего мэрии Селезнева и получении им нескольких квартир. Гражданин Селезнев обратился с иском в суд о защите своей чести и достоинства. На какие статьи Конституции РФ может сослаться гражданин Селезнев? 2. Статья 53 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Приведите несколько ситуаций, когда можно руководствоваться этой статьей гражданам при отстаивании данного права. 3. Установите соответствие между конкретными правами человека (обозначены буквами) и группами прав (обозначены цифрами): к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите позицию, обозначенную цифрой: А Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной 1 Гражданские права Б Каждый человек имеет право на отдых, включая право на оплачиваемый отпуск 2 Социальные права В Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в личную жизнь Г Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций 3 Политические права Д Каждый имеет право на жилище |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пейн Т. | RIGHTS OF MAN. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. А. Нудненко | Конституционное право России.: учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/DFC7631A-E7B1-4256-A3F7-FF401A773B45. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | e.lanbook.com | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 . 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |