Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., проф.
1.1. | выработать у студентов умение правильно понимать государственно-правовые явления; выработать ценностные жизненные ориентации, основанные на приоритете прав и свобод личности; привить практические навыки работы с законодательством Российской Федерации; развить способность к юридически грамотным действиям в последующей повседневной жизни и профессиональной деятельности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02 |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | фундаментальные теории и основные понятия правовой культуры, дающие возможность их использования в различных сферах жизнедеятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать знания фундаментальных теорий и основных понятий правовой культуры в различных сферах жизнедеятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования знаний фундаментальных теорий и основных понятий правовой культуры в различных сферах жизнедеятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие положения теории права как слагаемые правовой культуры | ||||||
1.1. | Право как инструмент регулирования общественных отношений. | Лекции | 6 | 4 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Право как инструмент регулирования общественных отношений. | Сам. работа | 6 | 4 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Источники (формы) права. | Лекции | 6 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Источники (формы) права. | Практические | 6 | 4 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Источники (формы) права. | Сам. работа | 6 | 5 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Нормы права. | Лекции | 6 | 4 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Нормы права. | Практические | 6 | 4 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Нормы права. | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Специфика правовой культуры | Лекции | 6 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Специфика правовой культуры | Практические | 6 | 6 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Система права и система законодательства. | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Правовая культура и правовой нигилизм | Лекции | 6 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Правовая культура и правовой нигилизм | Практические | 6 | 4 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Правонарушение и юридическая ответственность | Сам. работа | 6 | 6 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Законность и правопорядок как отражение эффективности права. | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Правовая культура в контексте гуманитарного знания | ||||||
2.1. | Правосознание и правовая культура. | Сам. работа | 6 | 9 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Правовой нигилизм. | Практические | 6 | 2 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Правовой нигилизм. | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Правовое воспитание и правовая культура. | Сам. работа | 6 | 8 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Правовое регулирование и правовая культура | Сам. работа | 6 | 10 | ОК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Социальные нормы, их виды и общая характеристика. 2. Признаки и функции права. 3. Основные виды правовых семей современности и их особенности. 4. Понятие источников (форм) права и их виды. 5. Структура и виды правовой нормы. 6. Способы толкования норм права. 7. Критерии деления права на отрасли и виды отраслей права. 8. Аналогия права и аналогия закона. 9. Понятие, признаки и виды правонарушений. 10. Юридический состав правонарушения. 11. Понятие и основания юридической ответственности. 12. Виды юридической ответственности и условия, её исключающие. 13. Понятие правопорядка и законности. 14. Средства обеспечения законности. 15. Принципы и основы правового государства. 16. Признаки правового государства. 17. Юридические свойства Конституции Российской Федерации. 18. Понятие, признаки и виды правонарушений. 19. Состав правонарушений. 20. Понятие и цели юридической ответственности. 21. Виды юридической ответственности. 22. Понятие и функции правосознания. 23. Структура правосознания. 24. Правовая психология. 25. Правовая идеология. 26. Виды правосознания. 27. Обыденное, профессиональное, научное правосознание. 28. Индивидуальное, групповое, массовое правосознание. 29. Взаимосвязь права и правосознания. 30. Понятие правовой культуры. 31. Структура правовой культуры. 32. Функции правовой культуры. 33. Механизм формирования правовой культуры. 34. Понятие и источники правового нигилизма. Формы выражения правового нигилизма. 35. Правовой идеализм и его причины. 36. Правовая активность. 37. Правовое воспитание граждан. 38. Соотношение право и морали: единство, различие, взаимодействие. 39. Противоречия между правом и моралью: пути преодоления. 40. Роль морали в повышении правовой культуры. Практические задания 1. При обсуждении вопроса о том, что такое правовая культура, один из студентов(А) утверждал, что правовая культура – это, прежде всего, отношение общества к праву, другой же студент(Б) спорил о том, что правовая культура – это нормы права в государстве. Разрешите данный спор. 2. «Если человек обладает развитым правосознанием, так ли уж нужна ему информа-ция о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является за-конным» Ж. Карбонье. Объясните, как вы понимаете это выражение, согласны ли вы с ним? 3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано: 1) политические обычаи; 2) политическая культура; 3) политические знания; 4) политические правила; 5) политические оценки; 6) политические нормы. 4. По вашему мнению, приведенный ниже текст является утверждением, фактом, оценкой или теоретическим утверждением? Дайте свою точку зрения. «В процессе социализации формируется правосознание как часть правовой культуры». 5. В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством. Согласны ли вы с данным мнением? Дайте развернутый ответ. (Не менее 3 предложений) 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Для повышения уровня А)_______________ культуры общества в целом и для повышения Б)_______________ культуры личности необходима целенаправленная деятельность В)________________ органов, общественности по формированию у всех граждан Г)_________________ , знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимы правовое Д)________________ и правовое Е)___________________ личности. Эти два понятия не являются тождественными. 1) Правосознание; 2) Государственное; 3) Правовое; 4) Воспитание; 5) Правовое; 6) Формирование. 7. Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы. В связи с данным определением выделите три вида правовой культуры и кратко охарактеризуйте их. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев | Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Д. Перевалов | Теория государства и прав: учебник и практикум для СПО | М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http: //lib.uni-dubna.ru – сайт библиотеки университета "Дубна" | |||
Э2 | www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства | |||
Э3 | www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консуль¬тант-Плюс) | |||
Э4 | www.rbc.ru - РИА «РосБизнесКонсалтинг» | |||
Э5 | www.pravo.ru - Право в области информационных технологий | |||
Э6 | www.rg.ru - сервер «Российской газеты» | |||
Э7 | www.elibrary.ru – журналы AIP | |||
Э8 | Курс в moodle «Правовая культура копия 1» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |