МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные социологические теории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные социологические теории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение современных социологических теорий, подходов и школ к исследованию функционирования и трансформации общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен к социологическому анализу и научному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы современных социологических тео-рий, подходов и школ и способы их применения для формулирования целей, конкретных задач научных исследований в различных областях социологии
3.2.Уметь:
3.2.1.компетентно и самостоя-тельно использовать основные тео-ретико-методологические основы современных социологических тео-рий, подходов и школ к исследова-нию функционирования и транс-формации общества для формулиро-вания целей, конкретных задач научных исследований в различных областях социологии

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельно-го и компетентного применения в профессиональной деятельности знаний современных социологиче-ских теорий, подходов и школ для проведения социологических иссле-дований и решения актуальных про-блем общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предпосылки формирования новых теоретических подходов в социологии. Лекции 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретические и методологические основы развития современной социологической теории. Сам. работа 5 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Предпосылки формирования новых теоретических подходов в социологии. Сам. работа 5 7 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Разрешение методологических дилемм: «структура» и «действие», «общество» и «субъект» в социологической теории конца ХХ века. Практические 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Разрешение методологических дилемм: «структура» и «действие», «общество» и «субъект» в социологической теории конца ХХ века. Сам. работа 5 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3.
3.1. Теория «конституирования общества» Э. Гидденса. Лекции 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Теория «конституирования общества» Э. Гидденса. Сам. работа 5 14 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4.
4.1. Теория социального пространства и габитуса П. Бурдье. Практические 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Теория социального пространства и габитуса П. Бурдье. Сам. работа 5 14 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5.
Раздел 6.
6.1. Постмодернистская социология конца ХХ в. Лекции 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.2. Постмодернистская социология конца ХХ в. Сам. работа 5 14 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Теории информационного общества. Сам. работа 5 14 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7.
7.1. Современные теории мировой системы и зависимости. Практические 5 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
7.2. Современные теории мировой системы и зависимости. Сам. работа 5 14 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8.
8.1. Теории глобализации. Сам. работа 5 14 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
8.2. Современные дискуссии о предмете изучения и методологии социологической науки (К. Скотт, Л. Урри, и др.) Сам. работа 5 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
8.3. Проблема диверсификации социологии как науки. Сам. работа 5 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
8.4. Экзамен 5 9 ОПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов
1. Предпосылки формирования новых теоретических подходов в социологии.
2. Фундаментальные черты развития мировой цивилизации в конце ХХ столетия.
3. Осмысление глобальных тенденций общественного развития в социальной мысли: концепция «конца истории» (Ф. Фукуяма),.
4. Осмысление процессов глобализации в политической, экономической и культурной сферах; неоконсеравтивная и нелиберальная (либертарианская) идеология; фундамента-листские идеологии в современном мире.
5. Основные направления теоретических поисков в социологии конца 1980-х – 1990-х годов в области теории и в сфере эмпирических исследований.
6. Теории «конца истории», «конца идеологий», «конца утопий», «конца субъекта».
7. Теория «постматериалистических ценностей», теория «конца детства».
8. Теория «экономического человека» и альтернативные ей социальные теории: теория «конца трудового общества», теория «конца труда».
9. Развитие новых направлений социологического анализа в социологии конца ХХ – начала ХХI века.
10. Сущность структуралистского и поведенческого подходов в современной социоло-гической теории. Объективистская и субъективистская трактовка понятия «общество».
11. Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса;
12. Теория «конституирования общества» Э.Гидденса;
13. Теория социального пространства и габитуса П.Бурдье;
14. Теория общества М.Манна.
15. Сущность структуры в социологии Э. Гидденса. Двойственный характер структуры.
16. Структурация как процесс производства и воспроизводства структуры.
17. Социальные правила и их роль в структурировании общественной жизни.
18. Теоретические источники социологии П. Бурдье. П. Бурдье о предмете и задачах со-циологии. Особенности «рефлексивной социологии».
19. Сущность генетического структурализма в социологии П. Бурдье.
20. Основные понятия социологии П. Бурдье: поле (социальное пространство) – габитус – капитал.
21. Формы капитала. Социальный, культурный и символический капитал в системе воспроизводства социальных отношений.
22. Теория классов П.Бурдье: генезис и воспроизводство классов.
23. Ф. Ферраротти о современном обществе информации.
24. М. Кастельс о современном обществе информации.
25. Противоречия развития информационного общества и переход к «третьей волне» цивилизационного развития (по О. Тоффлеру).
26. Постмодерн как состояние цивилизации. Особенности и этики индивида эпохи постмодерна.
27. Трактовки социального в постмодернистской социологии: «исчезновение социаль-ного», символический мир как реальность.
28. Феномен гиперреальности. Социальные последствия функционирования симуля-кров.
29. Попытка построения постмодернистской социологии: основные идеи и трудности.
30. Содержательное и функциональное описание феномена зависимости как тенденции развития современной цивилизации.
31. Противоречия процесса становления мировой системы в 20 столетии (Э. Валлерстайн) .
32. Теория мир-системы И. Валлерстайна.
33. Мир-системный анализ как способ анализа современной глобальной цивилизации.
34. Сущность, содержательное и функциональное описание феномена глобализации.
35. Теория глобализации Э. Гидденса
36. Теория глобализации У. Бека
37. Теория глобализации Р. Робертсона.
38. Последствия и противоречия глобализации.
39. Причины обсуждения вопросов теории предмета и метода в социологической тео-рии начала 21 века.
40. Основные проблемные области в трактовке предмета изучения социологии и ее ме-тода.
41. Постмодернистские трактовки природы социальной реальности и задач социологи-ческой науки.
42. Л. Урри: формулировка задач «мобильной социологии».
43. Теории К. Скотта о границах социологического знания.
44. Концепции «деидеологизации» и «реидеологизации». Их значение для понимания глобальных политических процессов.
45. Идеологические противоречия в современном мире. Влияние идеологии на обще-ственную мысль и социальные науки.
Развитие новых направлений социологического анализа в российской социологии конца ХХ – начала ХХI века.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Перечень тем
1. Ключевые характеристики теоретического знания в социологии и его отличие от эмпирического знания и/или идеологического дискурса: сравнительный анализ.
2. Анализ структуры социологического знания: задачи и перспективы (на примере ана-лиза отдельных исследовательских программ, парадигм, школ).
3. Теория «кризиса социологии» по работе Э. Гоулднера «Грядущий кризис западной социологии».
4. Неомарксизм и леворадикальная социология.
5. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана и его влияние на современное социологи-ческое знание.
6. Влияние феноменологической традиции на современную социологическую теорию.
7. Понятие «социального капитала» в трактовке П. Бурдьё.
8. Ю. Хабермас о культуре и знании.
9. От постиндустриального общества к информационной эпохе: сравнение концепций Д. Белла и М. Кастельса.
10. Трактовка социальных систем Н. Луманом (проиллюстрировать основные тезисы эмпирическими примерами).
11. Теории глобализации о будущем национальных государств и международной поли-тической системы (У. Бек, Э. Гидденс).
12. Трансформация институтов культуры и идеологии в глобальном обществе: основные подходы.
13. Кризис социологии как индикатор состояния социальных наук
14. Социальная теория и ключевые социальные проблемы современности.
15. Теория рационального выбора как междисциплинарная перспектива.
16. Возможности использования теории структурации в прикладной исследовательской деятельности.
17. Теория структурации как «попытка честного эклектизма».
18. Понятие практики у П. Бурдье, Э. Гидденса и М. Фуко.
19. Этнометодология как исследовательская практика и теоретическая концепция.
20. Феноменологическая социология П. Бергера и Т. Лукмана: ранняя попытка преодо-ления дуализма «структура - действие/участие».
21. Эволюция критериев оценки социальной теории в ХХ веке.
22. Этнометодология с точки зрения «ортодоксального» академического сообщества.
23. Дж. Александер об условиях преодоления метатеоретических разногласий в совре-менной социологии.
24. Социологическая классика сегодня: «Новые правила социологического метода» Э. Гидденса и «Новый дух капитализма» Л. Болтански и И. Кьяпелло.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Головин Н. А. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сирота Н. М. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.isras.ru
Э2 http://www.elibrary.ru
Э3 http://www.mon.gov.ru
Э4 Курс в Moodle «Современные социологические теории» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.