МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра эмпирической социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного ос-воения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной дея-тельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития
3.2.Уметь:
3.2.1.находить в потоке информации, в библиотеках, включая электронные ресурсы необходимые философские источники, работать с ними; формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с информацией, навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Философия, ее предмет и место в культуре Лекции 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Философия, ее предмет и место в культуре Практические 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Философия, ее предмет и место в культуре Сам. работа 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Лекции 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Практические 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Сам. работа 2 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Философская онтология Лекции 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Философская онтология Практические 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Философская онтология Сам. работа 2 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Теория познания Лекции 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Теория познания Практические 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.12. Теория познания Сам. работа 2 3 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.13. Философия и методология науки Лекции 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.14. Философия и методология науки Практические 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.15. Философия и методология науки Сам. работа 2 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.16. Социальная философия и философия истории Лекции 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.17. Социальная философия и философия истории Практические 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.18. Социальная философия и философия истории Сам. работа 2 3 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.19. Философская антропология Лекции 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.20. Философская антропология Практические 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.21. Философская антропология Сам. работа 2 3 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.22. Философские проблемы в области профессиональной деятельности Лекции 2 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.23. Философские проблемы в области профессиональной деятельности Практические 2 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.24. Философские проблемы в области профессиональной деятельности Сам. работа 2 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы
1. Место философии в системе духовной культуры
2. Исторические типы мировоззрения. Философия и мировоззрение.
3. Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
4. Основные функции философии
5. Философское мировоззрение. Круг философских проблем
6. Структура философского знания.
7. Основные этапы развития античной философии.
8. Философия натуралистического периода античности
9. Философия классического периода античности.
10. Учение Платона и Аристотеля.
11. Философия Элинистического периода
12. Философия Римского периода.
13. Средневековая философия. Основные принципы средневекового философского мышления.
14. Жизнь и учение А.Августина.
15. Патристика и схоластика как основные этапы развития средневековой философии.
16. Философские взгляды Ф.Аквинского.
17. Основные понятия средневековой философии: патристика, схоластика, номинализм, реализм, концептуализм, теоцентризм, универсалии, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм.
18. Основные этапы и черты философии Возрождения
19. Философия природы в эпоху Возрождения.
20. Научные открытия эпохи Ренессанса.
21. Политико-правовые идеи в философии Возрождения .
22. Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм
23. Учение об идолах Ф. Бэкона.
24. Проблема метода в философия Р. Декарта и Ф. Бэкона.
25. Философия Просвещения. Вольтер. Ж.Ж.Руссо.
26. Общая характеристика немецкой классической философии
27. Философия И.Канта.
28. Объективный идеализм и диалектика Гегеля
29. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
30. Постклассическая философия (философия воли, философия жизни, неокантианство, марксизм, позитивизм, прагматизм)
31. Феноменология – направление философии ХХ века.
32. Философская антропология
33. Понятие сущности и существования в экзистенциализме
34. Позитивизм и его формы
35. Постмоденрнизм.
36. Характерные черты русской философии.
37. Проблема бытия и её постановка в истории философии
38. Смысл категории бытия. Основные формы бытия.
39. Развитие представлений о материи. Категория материи.
40. Системная организация материи.
41. Научная картина мира
42. Материя и движение. Формы движения материи и их взаимосвязь
43. Пространство и время. Субстанциональная и реляционные концепции пространства и времени.
44. Детерминизм и индетерминизм понятие причинности
45. Познание и сознание. Проблема сознания в истории философии
46. Структура сознания. Сознание и самосознание
47. Сознательное и бессознательное
48. Познавательные способности человека
49. Сознание и мозг
50. Проблема идеального
51. Проблема человека в философии. Теория антропосоциогенеза её естественнонаучное и философское значение.
52. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность
53. Природа и сущность человека. Социальное и биологическое в человеке.
54. Проблема жизни и смерти в философии. Смысл жизни.
55. Проблема познаваемости мира в философии. Современная теория познания. Агностицизм
56. Понятие истины в науке и философии. Абсолютная и относительная истина.
57. Критерии истины, истина и заблуждение.
58. Вероятное и достоверное знание
59. Эмпирическое и теоретическое, чувственное и рациональное в познании.
60. Понятие науки, специфические признаки научного знания
61. Методы и методология в научном познании
62. Общество как объект научного исследования. Многообразие форм социального познания.
63. Понятие социального бытия. Формы социального бытия. Проблема движущих сил и источников развития общества.
64. Моделирование социальных структур. Общество как система.
65. Проблемы современного информационно-технического общества
66. Понятие культуры и цивилизации. Диалог культур.
67. Специфика и судьба русской цивилизации.
68. Глобальные проблемы современности
69. Философия истории. Представление о линейности и цикличности исторического развития.
70. Человек, общество, природа.
Практические задания
1. Составление схемы: исторические типы мировоззрения с описанием их основных характеристик
2. Разработка комплекса задач, которые можно решить с помощью философских методов познания
3. Представление в виде графика эволюции развития онтологического знания
4. Подготовка перечня форм социального бытия человека с их ключевыми характеристиками

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Космоцентрический характер древнегреческой философии.
2. Проблема первоначала в милетской школе.
3. Атомизм Демокрита
4. Проблема познания в философии Платона.
5. Учение Платона о государстве.
6. Социальная философия Аристотеля.
7. Специфические черты эллинистической мысли
8. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.
9. Своеобразие философии Нового времени.
10. Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии.
11. Происхождение человека.
12. Проблема свободы и ответственности в различных социально-философских концепциях.
13. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
14. Социальная философия и теоретическая социология: общее и особенное.
15. Представление об обществе в различных философских учениях.
16. Феномен массового общества.
17. Проблема общественного прогресса.
18. Воздействие информационных технологий на развитие науки, культуры и образования.
19. Современные методы прогнозирования и их роль в общественном развитии.
20. Сциентизм и антисциентизм.
21. Роль интуиции в познании
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Филос ОРМ 2-3 к.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиркин А. Г. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/EA4C40CF-D8DE-42E1-9D35-B4A437EED52E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Э2 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Э3 Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Э4 Курс в Moodle «Философия» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1254
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.