МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дискурс-анализ текстов в коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.04.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильМенеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и связях с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_04_01_МСК-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д. филол.н., профессор, Халина Наталья Васильевна

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Дискурс-анализ текстов в коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №372)

составлена на основании учебного плана:
42.04.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Выработка навыков определения языкового соответствия продуцируемых в устной и письменной коммуникации текстов дискурсам, в которых эти тексты функционируют, что обусловлено изменением общественных отношений новыми информационными технологиями и тенденциями мультикультуризма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владение корректной устной и письменной речью в рамках профессиональной тематики на русском и иностранных языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.модели и принципы взаимодействия языковых форм, социальных контекстов и пользователей/потребителей языка, функции дискурса в различных социальных контекстах, правила речевой организации дискурсивных практик.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать дискурс и дискурсивный анализ для познания, оценки и совершенствования системы социальный, коммуникативных и информационных связей , осуществлять успешный анализ дискурса, нацеленный на изучение семантических отношений между речевыми структурами и сегментами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками структурно-речевого сопровождения любого типа дискурса, построения дискурс и дискурсивных практик - конструирование речевых и смысловых связей через произнесение и графическую фиксацию слов; навыки селекции соответствующих наборов слов, адекватно отражающих содержание и позволяющих а) разместить это содержание в адекватном дискурсе и социальном контексте, б) сделать это содержание в речевом плане максимально доступным для воспринимающего это содержание.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дискурс как ключевая единица речевого измерения жизнедеятельности современного общества
1.1. Методология анализа дискурса в условиях коммуникативной парадигмы дискурсивно-диференцированного общества Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Методология анализа дискурса в условиях коммуникативной парадигмы дискурсивно-дифференцированного общества Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Лингвокогнитивная антропология Им. Канта. К основаниям критического анализа языка и речевых практик речи Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Дискурсивно-дифференциорованное общество. Язык и речь дискурсивно-дифференцированного общества Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Дискурс: вербально артикулированная форма объективации содержания сознания в речевых практиках Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Дискурс: вербально артикулированная форма объективации содержания сознания в речевых практиках Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Критика как способ оречевления аналитической рефлексии общества на формы социально-общественных коммуникаций
2.1. Философия и методология критики. Критика языка. Критика текста. Критика речи Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Философия и методология критики. Критика языка. Критика текста. Критика речи Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Критика как методология и как методика оценки содержания идеологии, идеи и речи: типология форм объективации содержания сознание в концептуальном каркасе «текст» Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Критика как методология и как методика оценки содержания идеологии и идеи: типология форм объективации содержания сознание в концептуальном каркасе «текст» Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Филологическая критика философского языка и речи(критика философского языка) Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Русская религиозная критика языка и речи. Речевые особенности русского дискурса Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Критический анализ языка науки и научной речи: эпистемологический менеджмент Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Критический анализ языка науки и научной речи: эпистемологический менеджмент Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Дискурс-анализ как форма научной оценки социальной и политической коммуникации и ее речевого сопровождения: критический дискурс-анализ
3.1. Критический дискурс-анализ как способ актуализации синхронных социальных и семантических связей Лекции 2 4 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Критический дискурс-анализ. Основания. Научные школы, разрабатывающие направление критического дискурс-анализа Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Критический дискурс-анализ. Основания. Научные школы, разрабатывающие направление критического дискурс-анализа Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Применение критического дискурс-анализа в практике коммуникации и PR Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.5. Дискурсивная формация и PR. Дискурсивные практики в рекламе и PR Практические 2 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Головина Филологический анализ текста : учебное пособие Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский Государственный Университет. - Оренбург : ОГУ, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Т.Ф. Плеханова Дискурс-анализ текста : пособие для студентов вузов Минск : ТетраСистемс, 2011 biblioclub.ru
Л1.3 Ю.Е. Прохоров Действительность. Текст. Дискурс : учебное пособие М. : Флинта, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83467
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Ю. Качесова Коммуникативно-риторическая модель русского аргументативного дискурса : монография АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 : http://elibrary.asu.ru/handle/asu/167
Л2.2 отв. ред. А.П. Огурцов Методология науки и дискурс-анализ : научное издание М. : Институт философии РАН, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444502
Л2.3 Т. В. Чернышова Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект): учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru;
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com;
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.