МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 8 8 18 18
Практические 20 20 16 16 36 36
Сам. работа 78 78 57 57 135 135
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Шрайбер А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретико-методологических основ социологического исследования социальных конфликтов, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в различных сферах общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю становления, предметную область и основные понятия социологии конфликта
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и формулировать тенденции развития конфликтов глобального, регионального, локального уровня в современных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социологического анализа и разрешения конкретных социальных конфликтов в различных сферах жизни общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологии конфликта
1.1. Эволюция социологических представлений о конфликте Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Эволюция социологических представлений о конфликте Практические 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Эволюция социологических представлений о конфликте Сам. работа 3 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Становление социологии конфликта в России Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Становление социологии конфликта в России Практические 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Становление социологии конфликта в России Сам. работа 3 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Предметная область и основные понятия социологии конфликта Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Предметная область и основные понятия социологии конфликта Практические 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Предметная область и основные понятия социологии конфликта Сам. работа 3 20 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Причины и функции конфликтов Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Причины и функции конфликтов Практические 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Причины и функции конфликтов Сам. работа 3 11 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.13. Динамика и типология конфликтов Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.14. Динамика и типология конфликтов Практические 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.15. Динамика и типология конфликтов Сам. работа 3 19 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Конфликты в различных сферах общества
2.1. Политические конфликты Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Политические конфликты Практические 4 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Политические конфликты Сам. работа 4 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Этнические и религиозные конфликты Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Этнические и религиозные конфликты Практические 4 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Этнические и религиозные конфликты Сам. работа 4 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Экономические и организационные конфликты Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.8. Экономические и организационные конфликты Практические 4 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.9. Экономические и организационные конфликты Сам. работа 4 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.10. Международные конфликты Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.11. Международные конфликты Практические 4 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.12. Международные конфликты Сам. работа 4 15 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.13. Экзамен 4 27 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Концепция классовой борьбы и социальной революции Карла Маркса.
2. Социальный конфликт в структурно-функциональной модели Талкотта Парсонса
3. Теория позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера.
4. «Общая теория конфликта» Кеннета Боулдинга.
5. Конфликт и модернизация общества в концепции Ральфа Дарендорфа.
6. Проблема социальных изменений в работах Нейла Смелзера.
7. Дореволюционное развитие социологии конфликта в России.
8. Развитие социологии конфликта в СССР.
9. Социологические исследования конфликтов в отечественной науке начала 1990-гг.
10. Специфика развития отечественной социологии конфликта в условиях глобализации.
11. Научный статус социологии конфликта.
12. Взаимодействие социологии конфликта с другими отраслями конфликтологии.
13. Проблематика конфликта в социологической науке.
14. Основные понятия и категории социологии конфликта.
15. Объективные и субъективные причины конфликтов.
16. Типичные причины современных конфликтов.
17. Конструктивные функции социальных конфликтов.
18. Деструктивные функции социальных конфликтов
19. Основные этапы и стадии развития конфликтов.
20. Типология конфликтов по субъектам.
21. Типология конфликтов по сферам жизни общества.
22. Глобальные, региональные и локальные конфликты.
23. Понятие и основные характеристики политического конфликта.
24. Основные факторы возникновения и развития политических конфликтов.
25. Конфликты в сфере политической власти и государственного управления в современной России.
26. Основы управления политическими конфликтами.
27. Основные представления и о причинах и сущности этнических и религиозных конфликтов.
28. Типология этнических и религиозных конфликтов.
29. Формы, способы и основные модели регулирования этнических и религиозных конфликтов.
30. Основные характеристики этнических и религиозных конфликтов в Российской Федерации.
31. Основные характеристики конфликтов в экономической сфере жизни общества.
32. Типичные причины и формы проявления экономических конфликтов.
33. Понятие и основные источники конфликтов в организации.
34. Теоретические основы управления экономическими и организационными конфликтами.
35. Специфика экономических и организационных конфликтов в современной России.
36. Специфика международных конфликтов.
37. Основные причины и последствия международных конфликтов.
38. Основные разновидности международных конфликтов.
39. Вопросы мирного урегулирования международных конфликтов.
40. Примеры современных международных конфликтов.
41. Роль России в разрешении международных конфликтов.

Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса.
Практическое задание № 2. Постройте прогноз развития социального конфликта (кейс предоставляется преподавателем).
Практическое задание № 3. Раскройте особенности применения основных способов разрешения конфликта на конкретных примерах.
Практическое задание № 4. Презентуйте основные преимущества компромисса как способа разрешения социальных конфликтов.
Практическое задание № 5. Составьте схему основных стадий развития социального конфликта.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Место социологии конфликта в системе наук о конфликтах.
2. Развитие идей о социальных конфликтах в истории философской мысли.
3. Основные положения социологии конфликта.
4. Современное состояние социологии конфликта.
5. Межэтнические конфликты как проявление социальной напряжённости.
6. Антиглобалистские течения: основные формы конфликтных действий.
7. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в современном мире.
8. Региональные конфликты постсоветской России.
9. Классификация социальных конфликтов.
10. Динамика социального конфликта.
11. Конфликты в контексте трансактного анализа.
12. Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях.
13. Технологии управления конфликтами.
14. Стратегии поведения конфликтеров.
15. Типы конфликтных личностей.
16. Технологии переговорного процесса по разрешению конфликтов.
17. Манипуляции сторонами конфликта переговорным процессом.
18. Формы проявления межличностного конфликта.
19. Особенности межличностных конфликтов.
20. Межгрупповые конфликты в организациях.
21. Социальные конфликты в студенческой среде.
22. Современные политические конфликты в России.
23. Классификация политических конфликтов.
24. Причины межкультуральных конфликтов.
25. Глобальные и региональные конфликты.
26. Конфликты в экономике России.
27. Конфликты в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
28. Социальное партнерство как технология регулирования конфликтов.
29. Конфликты в сфере управления.
30. Формы протестного поведения населения Алтайского края в последние годы.
31. Конфликты в духовной сфере общества.
32. Технологии рационального поведения в конфликтах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социология конфликта для направления подготовки "Конфликтология"» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы плана, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
Титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.