Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_СП-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 197 | 197 | 197 | 197 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | формирование у студентов целостного представления об основных закономерностях правового поведения личности в социальной сфере общества, принципах формирования правового поведения личности в социальной группе, развитие навыков самостоятельного анализа актуальных правовых проблем общества и адекватной оценки системы профилактики неправового поведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-3 | Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современные исследовательские методы при изучении социально-правовой проблематики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать новейший отечественный и зарубежный опыт с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий в области социологии права |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применением механизмов обобщения полученных в результате социологических исследований данных о правовом поведении личности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс "Правовое поведение личности" | ||||||
1.1. | Правовое сознание и правовое поведение. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Социальный контроль и девиация | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Социология преступности | Лекции | 1 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Криминальная личность как субъект преступления | Лекции | 1 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Социология преступности | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Криминальная личность как субъект преступления | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Социальный контроль и девиация | Сам. работа | 1 | 40 | Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Правовое сознание и правовое поведение. | Сам. работа | 1 | 45 | Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Социология преступности | Сам. работа | 1 | 56 | Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Криминальная личность как субъект преступления | Сам. работа | 1 | 56 | Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Экзамен | 1 | 9 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Отечественные и зарубежные подходы к проблеме обеспечения правового поведения личности. 2. Роль социального контроля в профилактике правонарушений. 3. Наказание как социологическая проблема. 4. Высшая мера наказания: возможные последствия и риски. 5. Анализ преступности как формы девиантного поведения. 6. Социологические подходы к анализу преступности. 7. Особенности субкультуры преступности. 8. Тенденции роста преступности в России и мире: анализ статистических показателей за последнее 30 лет. 9. Правовое сознание как социальный регулятор. 10. Факторы, влияющие на правовое поведение личности. 11. Роль гражданского общества в формировании правовой культуры. 12. Понятие и агенты правовой социализации личности. 13. Понятие, функции и виды социального контроля. 14. Роль права в регулировании социальных отношений. 15. Теория аномии как способ объяснения преступного поведения. 16. Теория конфликта как способ объяснения преступного поведения. 17. Теория дифференциальной ассоциации как способ объяснения преступного поведения. 18. Теория культурного переноса как способ объяснения преступного поведения. 19. Теория стигматизации как способ объяснения преступного поведения. 20. Психологические теории как способ объяснения преступного поведения. Типовые практические задания: 1. При обсуждении вопроса о том, что такое девиантное поведение, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, девиантное поведение — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта и правовых идеалов, а по мнению Петрова — это отклоняющееся поведение, не согласующееся с общественными нормами. Разрешите спор. 2. Студент Петров, определяя виды общественно опасных правонарушений, назвал среди прочих административное правонарушение и дисциплинарный проступок. Перечислите виды общественно опасных правонарушений. 3. На основе анализа статьи 14 Уголовного кодекса РФ составьте схему: «Признаки преступления». Какое деяние не является преступлением? 4. Соотнесите понятия «правовое поведение личности» и «правовая культура». 5. Охарактеризуйте понятие «презумпция невиновности». Какую функцию выполняет презумпция невиновности в обеспечении правового поведения личности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова | Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: | М.: ВЛАДОС// ЭБС. Университетская библиотека онлайн. Режим доступа. http://www.biblioclub.ru, 2010 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под общ. ред. Капинус О.С. | Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | e.lanbook.com | |||
Э2 | www.biblioclub.ru | |||
Э3 | elibrary.ru | |||
Э4 | cyberleninka.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |