МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №956)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д-р филос. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д-р филос. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса «Социология управления» состоит в формировании у студентов представления об основных категориях социологии управления, а также развитие навыков применения социологического инструментария для анализа социально-управленческих процессов, связанных с управленческой деятельностью, и социальных проблем, возникающих в процессе функционирования и развития общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические подходы и концепции социологии управления
базовый понятийный аппарат социологии управления
3.2.Уметь:
3.2.1.творчески использовать имеющиеся знания для принятия организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию
критически анализировать информационные источники, научные тексты



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с социальной информацией, необходимой для принятия управленческих решений в нестандартных ситуациях
в области управления, которые позволят принимать эффективные управленческие решения в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию управления
1.1. Социология управления как отрасль научного знания Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Социология управления как отрасль научного знания Практические 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Социология управления как отрасль научного знания Сам. работа 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные этапы становления социологических и управленческих концепций Лекции 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные этапы становления социологических и управленческих концепций Практические 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные этапы становления социологических и управленческих концепций Сам. работа 5 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.7. Личность в социологии управления Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.8. Личность в социологии управления Практические 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.9. Личность в социологии управления Сам. работа 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.10. Группа и коллектив как объекты управления Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.11. Группа и коллектив как объекты управления Практические 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.12. Группа и коллектив как объекты управления Сам. работа 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.13. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.14. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Практические 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.15. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Сам. работа 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.16. Социальная среда управления Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.17. Социальная среда управления Практические 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.18. Социальная среда управления Сам. работа 5 5 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.19. Организация как социальная система Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.20. Организация как социальная система Практические 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.21. Организация как социальная система Сам. работа 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.22. Государство как институт управления Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.23. Государство как институт управления Практические 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.24. Государство как институт управления Сам. работа 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.25. Социальные коммуникации в управлении Лекции 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.26. Социальные коммуникации в управлении Практические 5 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.27. Социальные коммуникации в управлении Сам. работа 5 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.28. Экзамен 5 27 ПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов и заданий к экзамену:
Теоретические вопросы:
1. Предмет и функции социологии управления.
2. «Школа научного управления».
3. Административная (классическая) теория управления.
4. Концепция «человеческих отношений».
5. Основные содержательные мотивационные теории.
6. Процессуальные теории мотивации.
7. Бюрократическая модель управления (М. Вебер).
8. Системный анализ управленческих отношений (Т. Парсонс, Г. Саймон).
9. Основные этапы становления социологии управления в России.
10. Социальная роль и ролевое поведение личности в организации.
11. Роль руководителя. Разновидности стиля руководства.
12. Понятие и природа лидерства.
13. Теории лидерства.
14. Группы в социальных организациях.
15. Формирование и развитие социальных групп в организации.
16. Коллектив как особое качество группы.
17. Качественная и количественная социальная информация в управлении.
18. Специфика и классификация управленческих решений.
19. Основные этапы процесса разработки управленческих решений.
20. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления.
21. Организационная культура предприятия, ее структура
22. Общение как взаимодействие и восприятие друг друга.
23. Специфика и особенности государственного управления.
24. Государство как субъект и объект управления.
25. Государственное управление и социальная структура общества.

Практические задания проблемно-поискового характера:
1. Место работы: химический завод.
Ваша должность: инженер по технике безопасности.
На Вас лежит ответственность за разработку правил по технике безопасности на заводе, где
Вы работаете. Важной частью этих правил является определение порядка обращения с легковоспламеняющимися жидкостями, которые используются в процессе производства.
В соответствии с недавно принятым законом Вы заключили контракт с консультативной фирмой для выработки рекомендаций по пересмотру существующих правил техники безопасности. Этой фирмой было предложено несколько возможных изменений в порядке обращения с легковоспламеняющимися жидкостями. К сожалению, представленные рекомендации повлекли за собой множество проблем.
Во-первых, рабочим, которые используют данные жидкости в процессе производства, не нравятся рекомендации, разработанные в соответствии с законом. Во-вторых, в течение прошедшего года из-за вышеуказанного закона Вы были вынуждены внести ряд изменений в порядок работы. Каждое из них вызвало противодействие и жалобы со стороны рабочих. Особенно трудно было произвести третье, самое недавнее изменение: сопротивление рабочих было настолько сильным, что внедрение его в производство прошло с очень значительной задержкой. В-третьих, консультативная фирма представила полную информацию относительно различных возможных вариантов изменения технологического процесса в соответствии с новыми правилами техники безопасности, однако в рекомендациях не указывается, какой из предложенных вариантов является наилучшим, и Вам самому придется это определить.
И последнее: через три недели будет проводиться инспекция Вашего завода. В случае, если в технологическом процессе будут обнаружены какие-либо изъяны, угрожающие безопасности, завод оштрафуют. Каковы Ваши действия?
2. Место работы: фирма по производству всемирно из¬вестных сигарет
Ваша должность: главный менеджер
У фирмы имеются многочисленные фабрики по всему миру. Она достигла большого объема продаж. Появилась возможность открыть еще одну фабрику в одной из стран СНГ, и от вас зависит решение - подписать но¬вый контракт или нет. С одной стороны, строительство данной фабрики обес¬печит новыми рабочими местами этот регион, тем самым решится актуальная проблема безработицы; с другой - это принесет большой доход вашей фирме. Однако вы, занимаясь производством и продажей крупных партий сигарет, до сих пор не были убеждены в том, что курение вызывает рак. Недавно вам в ру¬ки попал отчет об исследовании, в котором была установлена прямая связь ме¬жду курением и онкологическими заболеваниями. Каково будет ваше решение? Подпишите вы новый контракт или нет? Почему?
3. Место работы: фирма, выпускающая бытовую технику
Ваша должность: менеджер по маркетингу
Вы - менеджер по маркетингу на фирме, выпускающей бытовую технику. Фирма с помощью дорогостоящих исследований попыталась усовершенство¬вать один из выпускаемых товаров, а именно - пылесос. Пылесос по-прежнему не ионизирует воздух, хотя именно к этому результату пытались прийти в ре¬зультате исследований. Поэтому новый тип пылесоса не стал по-настоящему усовершенствованной новинкой. Вы знаете, что появление надписи «Усовер¬шенствованная новинка» на упаковке и в рекламе средств массовой информа¬ции повысит значительно сбыт такого товара. Какое решение вы примите? Сделаете такую надпись или нет? Почему?
4. Место работы: фирма в сфере торговли
Ваша должность: менеджер по персоналу.
В вашу фирму пришла молодая способная женщина, желающая стать торговым агентом. Уровень квалификации значи­тельно выше, чем у претендентов-мужчин на эту должность. Но прием ее на работу неизбежно вызовет отрицательную реакцию со стороны ряда ваших торговых агентов, среди которых женщин нет, а также может раздосадовать неко­торых важных клиентов фирмы. Возьмете вы эту женщину на работу или нет? Почему?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем эссе:
1. Умеющий управлять другими силен, но умеющий владеть собой ещё сильнее. (Лао-Цзы)
2. Править легко, управлять трудно. (Иоганн Вольфганг Гёте)
3. Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (Карл Маркс)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Башмаков В.И. - под ред., Леньков Р.В. - под ред. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тощенко Ж.Т. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Социология.RU sotsiologia.ru
Э4 Электронная библиотека – социология, психология, управление soc.lib.ru
Э5 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) lib.socio.msu.ru
Э6 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) wciom.ru
Э7 Курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.