МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы профессиональной деятельности конфликтолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-4-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 173
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 46 46 127 127 173 173
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 180 180 252 252

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы профессиональной деятельности конфликтолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов компетенций в области профессиональной деятельности конфликтолога, выработка навыков деятельности специалистов по разрешению конфликтов.
Задачи курса:
- обретение студентами представления о современной концепции профессиональной деятельности конфликтолога;
- изучение студентами основных нравственных принципов профессиональной деятельности конфликтолога;
- усвоение студентами основных понятий и институтов профессиональной этики;
- изучение студентами нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность конфликтолога, а также правил установления фактических оснований для принятия решения в конфликте;
- формирование студентами представления об оптимальной модели принятия решения в конфликте;
- изучение студентами специфики отдельных сфер профессиональной деятельности конфликтологов и отдельных видов конфликтов;
- формирование у студентов навыков применения приобретенных знаний для разрешения конкретных конфликтных ситуаций;
- овладение студентами навыками анализа и разрешения конфликтов с точки зрения соответствия этическим стандартам;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по изучению социальных конфликтов в современных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю предмета конфликтология; методологические основы анализа социального конфликта; его структуру, виды; формы протекания; способы решения;
- социальную значимость своей профессии, обладая высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять анализ социального конфликта с использованием понятийно-категориального аппарата конфликтологии, использовать современные теоретические подходы в исследованиях конфликта;
- осознавать социальную значимость своей профессии, обладая высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проведения исследований по проблемам конфликтологии, использования общих методов анализа и диагностики конфликта, а также технологий урегулирования и разрешения конфликтов и поддержания мира;
- понимания социальной значимости своей профессии, обладая высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности конфликтолога
1.1. Понятие, предмет и система профессиональной деятельности конфликтолога. Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, предмет и система профессиональной деятельности конфликтолога. Практические 1 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие, предмет и система профессиональной деятельности конфликтолога. Сам. работа 1 12 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. История, теория и методология конфликтологии Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. История, теория и методология конфликтологии Практические 1 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. История, теория и методология конфликтологии Сам. работа 1 12 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.7. Основы профессиональной этики конфликтолога Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.8. Основы профессиональной этики конфликтолога Практические 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.9. Основы профессиональной этики конфликтолога Сам. работа 1 22 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.10. Основные направления работы конфликтолога Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.11. Основные направления работы конфликтолога Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.12. Основные направления работы конфликтолога Сам. работа 2 24 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Содержание процессов регулирования и разрешения социального конфликта
2.1. Социальный конфликт: содержание и причины Лекции 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Социальный конфликт: содержание и причины Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Социальный конфликт: содержание и причины Сам. работа 2 24 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.4. Технологии управления конфликтами Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.5. Технологии управления конфликтами Практические 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.6. Технологии управления конфликтами Сам. работа 2 28 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.7. Анализ и диагностика социального конфликта Лекции 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.8. Анализ и диагностика социального конфликта Практические 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.9. Анализ и диагностика социального конфликта Сам. работа 2 24 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.10. Разрешение социального конфликта Практические 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.11. Разрешение социального конфликта Сам. работа 2 27 ОПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень теоретических вопросов:
1. Объект, предмет и уровни конфликтологического исследования.
2. Научный статус конфликтологии.
3. Объект, предмет и уровни конфликтологии.
4. Взаимодействие конфликтологии с другими науками.
5. Состояние и перспективы развития отечественной конфликтологии.
6. Типы социальных взаимодействий в современном обществе.
7. Понятие локального и глобального конфликта.
8. Внутренние причины и внешние факторы, определяющие состояние конфликта.
9. Специфика протекания конфликта в правовом поле.
10. Междисциплинарные особенности конфликтологии.
11. Общие и отраслевые теории конфликта.
12. Позитивные и негативные функции конфликта в обществе.
13. История российской конфликтологии.
14. История и направления зарубежной конфликтологии.
15. Основные категории конфликтологии.
16. Типологии социальных конфликтов.
17. Диагностика социального конфликта.
18. Стратегии и тактики поведения конфликтёров.
19. Основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
20. Стадии развития социального конфликта.
21. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
22. Первопричина производственных конфликтов.
23. Правила организации и проведения конфликтологических переговоров.
24. Медиаторная форма посредничества в конфликте: сущность и технология.

Практические задания:
1. Изобразите графически соотношение стратегий поведения в конфликте.
2. Предложите свой вариант решения предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации.
3. Разработайте программу профилактики и предупреждения конфликтности, связанной с наличием в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию конфликтов в коллективе организации, имеющего социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
7. Проведите диагностику какого-либо конкретного конфликта.
8. Приведите примеры участия посредников-миротворцев в решении конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте свой последний межличностный конфликт в соответствии с методикой диагностики конфликтов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1. Предмет и методы исследования конкретного социального конфликта.
2. Междисциплинарное понимание термина «социальный конфликт».
3. Конфликт как социальное явление и форма социального взаимодействия субъектов.
4. Объект, предмет и уровни конфликтологического исследования.
5. Научный статус конфликтологии.
6. Объект, предмет и уровни конфликтологии.
7. Взаимодействие конфликтологии с другими науками.
8. Состояние и перспективы развития отечественной конфликтологии.
9. Типы социальных взаимодействий в современном обществе.
10. Понятие локального и глобального конфликта.
11. Внутренние причины и внешние факторы, определяющие состояние конфликта.
12. Специфика протекания конфликта в правовом поле.
13. Междисциплинарные особенности конфликтологии.
14. Общие и отраслевые теории конфликта.
15. Позитивные и негативные функции конфликта в обществе.
16. История российской конфликтологии.
17. История и направления зарубежной конфликтологии.
18. Основные категории конфликтологии.
19. Типологии социальных конфликтов.
20. Диагностика социального конфликта.
21. Стратегии и тактики поведения конфликтёров.
22. Основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
23. Стадии развития социального конфликта.
24. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
25. Первопричина производственных конфликтов.
26. Правила организации и проведения конфликтологических переговоров.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликт
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.