МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональные риски в управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильСверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_СКФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональные риски в управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия(уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. № 1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.соц.н., доцент, Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.соц.н., доцент, Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование компетенций в области использования теории рисков в управленческой деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-5 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.как эффективно действовать в нестандартных ситуациях, неся социальную и этическую ответственность за принятые решения;
как эффективно руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно действовать в нестандартных ситуациях, неся социальную и этическую ответственность за принятые решения;
эффективно руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.развитыми навыками действий в нестандартных ситуациях, неся социальную и этическую ответственность за принятые решения;
развитыми навыками руководства коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность понятия «риск». Значение для теории и практики управления
1.1. Сущность, свойства, характеристика риска, критерии обоснованности и оправданности риска. Необходимость риск-менеджмента как фактора снижения неопределенности и повышения вероятности получения планируемого результат. Проблема восприятия риска индивидуальными и коллективными субъектами. Лекции 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные ситуации принятия решений: определенности, неопределенности, риска. Объективное и субъективное в риске. Функции риска: регулятивная, защитная, сигнализирующая. Причины существования риска: недостаток информации, вероятный характер природных и социальных процессов, наличие случайности, противодействия, творчества, инноваций Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Значение теории риска для повышения эффективности управленческой деятельности в различных сферах жизни: экономики, политики, экологии, медицины, технологических систем Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Сущность понятия «риск». Значение для теории и практики управления Сам. работа 2 12 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Классификация рисков
2.1. Основные разновидности риска: риск, связанный с функционированием человеческого организма, риск стихийных бедствий, технологический, профессиональный, военный, дипломатический, инвестиционный, финансовый, политический. Случайность, противодействие, риск. Лекции 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Классификация рисков Сам. работа 2 12 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Управления риском – «риск-менеджмент». Нормативно-методическое регулирование риск-менеджмента
3.1. Смысл и содержание риск-менеджмента. Функциональная структура риск-менеджмента. Основные этапы управления риском: планирование; выявление рисков; анализ и оценка приоритетности рисков; планирование ответных действий; реализация сценарного плана; мониторинг рисков Лекции 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные стратегии управления рисками: уклонение, передача, локализация, компенсация. Стандарт PMBOK Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Управления риском – «риск-менеджмент». Нормативно-методическое регулирование риск-менеджмента Сам. работа 2 12 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Анализ риска для задач управления
4.1. Смысл и содержание процедуры «анализ риска». Способы сбора информации для выявления рисков, присущих управленческой деятельности конкретной организации или проекта: коллективные методы (SWOT-анализ, метод Делфи), специальные таблицы, анализ документов, собеседование с работниками организации, осмотры помещений Лекции 2 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Модель выявления рисков в деятельности организации: менеджмент, маркетинг, производство, качество продукции (услуги), риски, связанные с интеллектуальной собственностью, политические, военные, инвестиционные, таможенные, финансовые Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Методики составления схемы рисков, присущих организации. Методы выявления последствий рискованной деятельности Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
4.4. Анализ риска для задач управления Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
4.5. Анализ риска для задач управления Сам. работа 2 12 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Оценка риска
5.1. Смысл и сущность процедуры «оценка риска». Основные методы оценки риска: формализованные, статистические, эвристические, таблицы «вероятности - тяжести», интуитивный анализ. Концепция приемлемого риска Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
5.2. Оценка риска Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
5.3. Оценка риска Сам. работа 2 12 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Особенности управления риском в проектной деятельности
6.1. Смысл и содержание управления риском в проекте. Основные аспекты управления риском в проекте: методологический, нормативно-правовой, организационный, кадровый, прогнозный, информационно-коммуникационный, социально-психологический. Реактивное и формализованное управление рисками Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
6.2. Катастрофический и хронический риски. Активное и пассивно управление рисками. Системный подход в управлении рисками. Контроль и оценка эффективности мероприятий по управлению рисками Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
6.3. Особенности управления риском в проектной деятельности Сам. работа 2 12 ОК-2, ОПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
Перечень теоретических вопросов:
1. Риск и неопределенность: различение понятий.
2. Объективное и субъективное понимание риска.
3. Структурные характеристики риска.
4. Концепция «общества риска» У. Бека
5. Концепция риска Э. Гидденса.
6. Риск и рациональность: концепция Н. Лумана
7. Теория макдонализации (компактизация риска) Дж. Ритцера.
8. Производство и распространение рисков.
9. Формальная модель анализа риска.
10. Классификация рисков: по характеристике опасности.
11. Классификация рисков: по характеристике уязвимости.
12. Классификация рисков: по характеристике взаимодействия с другими рисками.
13. Классификация рисков: по имеющейся информации о риске, по величине риска, по характеристике издержек, связанных с риском, специфические классификации рисков.
14. Понятие риск-менеджмента.
15. Свойства системы управления риском.
16. Основные принципы управления рисками.
17. Управление рисками как часть общего менеджмента и стратегия развития организации.
18. Аутсорсинг управления риском.
19. Цели и задачи системы управления риском. Ограничения системы.
20. Управление риском как динамический процесс.
21. Принципы информационного обеспечения системы управления риском. Источники информации, принципы построения информационной системы.
22. Основные принципы оценки риска: концепция приемлемого риска, пороговые значения риска, рисковый капитал.
23. Методы управления рисками: методы трансформации рисков, методы финансирования рисков.
24. Эмпирические показатели и индикаторы риска. Выбор зависимых и независимых переменных.
25. Измерение риска: инженерный подход.
26. Модельный подход.
27. Восприятие риска: ранжирование.
28. Сопоставление разных способов измерения риска. Установление стандартов.
29. Структура программы управления рисками. Процедуры разработки, контроля и пересмотра программы управления рисками.
30. Формирование плана превентивных мероприятий. Задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками.
31. Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска.
32. Критерии оценки решения. Критерий Вальда. Критерий Сэвиджа. Критерий Лапласа. Критерий крайнего оптимизма.
33. Критерии оценки решения. Критерий максимального сожаления. Критерий Гурвича. Критерий математического ожидания.
34. Применение механизма интуиции для разработки решений
35. Психология поведения руководителей в ситуациях риска.

Практические задания:
1. Предложите свой вариант решения предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации с участием посредника.
2. Разработайте программу предупреждения конфликтности в организации, связанной с участием в конфликтах руководителя как арбитра.
3. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
4. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
5. Предложите новую (свою собственную) типологию форм альтернативного разрешения конфликтов.
6. Приведите примеры участия руководителя предприятия в решении конфликтов.
7. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
8. Проанализируйте процесс своего последнего межличностного конфликта в контексте возможного использования технологии АРК в конфликтах.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов:
1. Риск и неопределенность: различение понятий.
2. Объективное и субъективное понимание риска.
3. Структурные характеристики риска.
4. Концепция «общества риска» У. Бека
5. Концепция риска Э. Гидденса.
6. Риск и рациональность: концепция Н. Лумана
7. Теория макдонализации (компактизация риска) Дж. Ритцера.
8. Производство и распространение рисков.
9. Формальная модель анализа риска.
10. Классификация рисков: по характеристике опасности.
11. Классификация рисков: по характеристике уязвимости.
12. Классификация рисков: по характеристике взаимодействия с другими рисками.
13. Классификация рисков: по имеющейся информации о риске, по величине риска, по характеристике издержек, связанных с риском, специфические классификации рисков.
14. Понятие риск-менеджмента.
15. Свойства системы управления риском.
16. Основные принципы управления рисками.
17. Управление рисками как часть общего менеджмента и стратегия развития организации.
18. Аутсорсинг управления риском.
19. Цели и задачи системы управления риском. Ограничения системы.
20. Управление риском как динамический процесс.
21. Принципы информационного обеспечения системы управления риском. Источники информации, принципы построения информационной системы.
22. Основные принципы оценки риска: концепция приемлемого риска, пороговые значения риска, рисковый капитал.
23. Методы управления рисками: методы трансформации рисков, методы финансирования рисков.
24. Эмпирические показатели и индикаторы риска. Выбор зависимых и независимых переменных.
25. Измерение риска: инженерный подход.
26. Модельный подход.
27. Восприятие риска: ранжирование.
28. Сопоставление разных способов измерения риска. Установление стандартов.
29. Структура программы управления рисками. Процедуры разработки, контроля и пересмотра программы УР.
30. Формирование плана превентивных мероприятий. Задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками.
31. Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска.
32. Критерии оценки решения. Критерий Вальда. Критерий Сэвиджа. Критерий Лапласа. Критерий крайнего оптимизма.
33. Критерии оценки решения. Критерий максимального сожаления. Критерий Гурвича. Критерий математического ожидания.
34. Применение механизма интуиции для разработки решений
35. Психология поведения руководителей в ситуациях риска.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Джордж Дж. М., Организационное поведение: Основы управления : учебное пособие / Джордж Дж. М., Г.Р. Джоунс ; пер. В.Н. Егоров. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 460 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114431
Э2 Райзберг, Б.А. Психологические основы управления : учебное пособие / Б.А. Райзберг, А.К. Тутунджян. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 239 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114549
Э3 Цветков, В.Л. Психология конфликта: От теории к практике : учебное пособие / В.Л. Цветков. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 183 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118984
Э4 Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления : учебное пособие / К.В. Решетникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 175 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=448158
Э5 Конфликтология : учебник / под ред. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 543 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115393
Э6 Курс в moodle «Профессиональные риски в управлении для направления подготовки "Химические технологии", магистратура» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.