МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социологические проблемы изучения этничности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-23-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 128
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 128 128 128 128
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социологические проблемы изучения этничности

разработана в соответствии с ФГОС:
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности)Социология, утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» ноября 2015 г. № 1328.

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с социологическими проблемами изучения этничности и привитие знаний, умений и навыков для выполнения поставленных задач в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.возможности применения методологии социологии в обобщении и анализе актуальных проблем этничности

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать проблемы этничности с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии и информационных технологий в исследованиях этничности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социологические проблемы изучения этничности
1.1. Основные подходы к изучению этничности в социологии Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные подходы к изучению этничности в социологии Сам. работа 5 22 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей Сам. работа 5 22 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.5. Специфика изучения этничности в разных дисциплинах Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.6. Специфика изучения этничности в разных дисциплинах Сам. работа 5 20 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Социальная культура этнических общностей Сам. работа 5 20 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Социальная культура этнических общностей Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности Сам. работа 5 24 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Методика конкретного социологического исследования явлений и процессов этничности Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. Методика конкретного социологического исследования явлений и процессов этничности Сам. работа 5 20 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.13. Зачет 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Этносоциология и специфика изучения проблем этничности.
2. Международные организации и опыт проведения этносоциальных исследований. Отличие этносоциологии от западной социологии межэтнических отношений
3. Научные центры и опыт проведения этносоциальных исследований в сибирском регионе.
4. Функции этнической социологии и основные типы исследования
5. Этническая самоидентификация и проблема самоопределения человека в различных социальных стратах.
6. Национальные общественные объединения: формы организации и участие в региональных политических процессах.
7. Понимание национализма в отечественной и мировой литературе
8. Источники национализма закон возвышающихся социальных ожиданий
9. Типы национализма гражданский (государственный) этнический - этнонационализм.
10. Право на самоопределение. Взгляд из центра и республик.
11. Демократизация и национализм
12. Сетевые структуры мониторинга этнополитических процессов в Российской Федерации.
13. Этнические общности. Иерархическая соподчиненность и социальная обусловленность их функционирования.
14. Социальный контекст формирования этнического сознания и самосознания.
15. Межэтнические отношения. Предметная область и особенности дисциплинарных подходов к изучению межэтнических отношений
16. Методология изучения межэтнического взаимодействия
17. Теория установок (этнические и межэтнические установки).
18. Исторические и политические факторы в межэтнических взаимодействиях
19. Роль социально-структурных и культурных факторов межэтнических взаимодействия
20. Социально-психологические и ситуативные факторы в межэтнических взаимодействиях. Толерантность в межэтнических отношениях 11
21. Проблемы правового статуса «коренных малочисленных народов» мира.
22. Этнические аспекты семейно-брачных отношений.
23. Клановая система и проблема этнической самоидентификации.
24. Этнокультурные системы. Понятие традиционная система жизнеобеспечения.
25. Этнические факторы исследования и оценки социальных процессов.
26. Этносоциальные аспекты производственной деятельности. Традиционная хозяйственная специализация.
27. Этносоциальная составляющая проблемы интеграции трудовых мигрантов в городскую рыночную экономику.
28. Этнические факторы социально-экономического развития национальных районов.
29. Этносоциальные проблемы социальной мобильности.
30. Этническая консолидация и проблемы межэтнического взаимодействия.
31. Современная этническая карта мира. Этнические аспекты глобальных миграционных процессов.
32. Миграционные процессы и проблемы смены этно-конфессиональной структуры населения сибирского региона.
33. Этносоциология культурной и языковой жизни. Проблемы становления национальной школы.
34. Принципы этносоциального мониторинга. Формирование автоматизированных регистров населения национальных районов.
35. Этноэкологические аспекты мониторингового исследования социальных процессов.
36. Этнодемографические процессы и политические платформы национальных общественных организаций.
37. Специфика использования выборочного метода в этносоциальных исследованиях.
38. Этнологические экспертизы: принципы, структура исследования.
39. Процедуры этносоциологического исследования.
40. Индикаторы устойчивого развития в полиэтничной среде.
41. Индикаторы эффективности национальной политики на региональном уровне.
42. Этническая ситуация в мегаполисах и проблемы межэтнического взаимодействия.
43. Межконфессиональная ситуация в мегаполисах и проблема межэтнического взаимодействия веротерпимости как задача нравственного и правового воспитания в демократическом обществе.
Практические задания:
1. Сравните толкование этничности в рамках зарубежного опыта примордиализма и инструментализма.
2. Предложите свой план сохранения национального языка этнических меньшинств в условиях инонационального окружения.
3. Приведите примеры роли различных этнических признаков в формировании этносов, заполните таблицу «Признаки этноса». Сделайте вывод по итогам таблицы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гречихин В. Г. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Козьмин В.А., Бузин В.С. Этнология (этнография): Учебник для академического бакалавриата М.: Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.