Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Целью освоения дисциплины «Психофармакология» является приобретение студентами современных представлений о психотропных средствах, сущности и механизмах действия на центральную нервную систему, использования в практической психологии, эффективности и безопасности применения психотропных средств, индивидуализации фармакотерапии, фармакологической коррекции нарушений умственной деятельности в условиях психологического стресса, решении проблем повышения работоспособности и профилактики переутомления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-5 | способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития |
ПК-7 | готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности; - предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии - основы смежных медицинских дисциплин; - методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений; - историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности; - клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического, психосоматического здоровья и развития; - основные концепции личности, феоменологию личностных расстройств; - основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации; - основные направления и методы диагностики и экспертизы в здравоохра-нении, геронтологии и социальной помощи гериатрии населению. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей; - выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче; - прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования чело века и психология при медицинском психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида - самостоятельно проводить психологическое исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами; - использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья - методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития в детском и взрослом возрасте; - создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные тех-нологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов; - разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекцион-ной, реабилитационной работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития; процедурами организации и проведения современных научных исследований,научно-практических работ,проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Психофармакология. Понятие о психотропных средствах. Определение понятия «Психотропные средства». Генетическая, половая, физиологическая обусловленность чувствительности организма к лекарственным психотропным средствам. Основные и побочные действия применения психотропных средств. Аллергические реакции, идиосинкразия. | Лекции | 6 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Психофармакология. Понятие о психотропных средствах. | Практические | 6 | 4 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Перинатальная, педиатрическая, гериатрическая психофармакология Профилактическое и лечебное применение психотропных средств в различные возрастные периоды онтогенеза. Особенности применения психотропных средств в пожилом возрасте. Основные виды этиотропной, патогенетической, симптоматической терапии. Токсическое действие применения психотропных средств. | Лекции | 6 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Перинатальная, педиатрическая, гериатрическая психофармакология | Практические | 6 | 4 | ПК-5, ПК-7 | |
1.5. | Классификация психотропных средств Классификация психотропных препаратов с точки зрения клинической практики по группам: а) нейролептики; (антипсихотические средства); б) транквилизаторы; в) седативные средства; г) aнтидепрессанты; д) нормотимические средства; е) ноотропные средства; ж) психостимулирующие средства. | Лекции | 6 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Классификация психотропных средств | Практические | 6 | 4 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Антидепрессанты (тимоаналептики)Общая характеристика. Основные свойства антидепрессантов. Спектр и механизм действия антидепрессантов | Лекции | 6 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Антидепрессанты (тимоаналептики) | Практические | 6 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Нейролептики (антипсихотические препараты) Общая характеристика. Основные свойства, механизм действия нейролептиков | Лекции | 6 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Нейролептики (антипсихотические препараты) | Практические | 6 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Транквилизаторы (анксиолитики) Общая характеристика, основные свойства, спектр и механизм действия транквилизаторов. Транквилизаторы длительного действия, средней продолжительности и короткого действия. | Лекции | 6 | 1 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Транквилизаторы (анксиолитики) | Практические | 6 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Психостимуляторы (психомоторные стимуляторы, психотоники). Понятие о допинге Общая характеристика. Фармакологические особенности спектр и механизм действия психостимуляторов | Лекции | 6 | 1 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Психостимуляторы (психомоторные стимуляторы, психотоники). Понятие о допинге | Практические | 6 | 2 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Нейропептиды. Общая характеристика. Использование в нервно-психиатрической практике Нейропептиды. Общая характеристика. Фармакологические особенности, спектр и механизм действия. Перспективы использования в нервнопсихиатрической практике. Показания, противопоказания, побочные эффекты, предостережения. | Лекции | 6 | 1 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Нейропептиды. Общая характеристика. Использование в нервно-психиатрической практике | Практические | 6 | 1 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Седативные средства Общая характеристика седативных средств. | Лекции | 6 | 1 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Седативные средства | Практические | 6 | 1 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 6 | 36 | ПК-5, ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. Б. Дмитриева, В. Н. Краснов, Н. Г. Незнанов, В. Я. Семке, А. С. Тиганов | Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Незнанов Н.Г. | Психиатрия: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Демьянов Ю.Г. | ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ | |||
Э2 | ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ | |||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ | |||
Э4 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
Э5 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. Оценка за экзамен выставляется на основании описанных показателей и критериев выполнения практического задания и ответа на экзамене. |