МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра эмпирической социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент Добрыднев С.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
Заключается в усвоении студентами актуальных проблем современной экономики, ее принципов, основных этапов развития, функционирования на уровнях микро, мезо и макроэкономики.
Задачи курса:
- обучить студентов пониманию закономерностей развития экономической системы общества, взаимосвязи экономических и социальных процессов;
- формирование у студентов базового понятийного аппарата для ведения анализа актуальных проблем экономики;
- научить студентов ориентироваться в деятельности различных институтов рыночной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности функционирования и развития экономических систем
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать систему базовых экономических понятий и их содержание, при помощи которых осуществляется изучение общественных явлений и процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения теоретических моделей курса для объяснения хозяйственной практики и экономической политики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в курс экономики Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Экономическая система Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Типы экономический систем Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Типы экономический систем Практические 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Смешанная экономика Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Микроэкономика рынка Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Микроэкономика потребления Практические 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Микроэкономика рынка Практические 1 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Микроэкономика потребления Сам. работа 1 12 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Микроэкономика производства Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Микроэкономика производства Практические 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Микроэкономика производства Сам. работа 1 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Национальная экономика Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Монополия и конкуренция Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. Монополия и конкуренция Практические 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.16. Рынок факторов производства Сам. работа 1 12 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.17. Товарный и денежный рынок Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.18. Равновесие макроэкономики Практические 1 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.19. Равновесие макроэкономики Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.20. Национальный рынок Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.21. Динамика макроэкономики Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.22. Развитие экономики Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.23. История экономических учений Лекции 1 2 ОК-3 Л2.1, Л1.1
1.24. История экономических учений Практические 1 4 ОК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету:
1.Объект и предмет изучения общей экономической теории
2.Исторические и современные течения экономической мысли.
3.Функции и современные виды денег
4.Основные рыночные законы и их факторы
5.Теоретические основы покупательского поведения на рынке.
6.Основные показатели экономики фирмы – продукт, доходы, затраты, прибыль
7.Формы организации рынка – конкурентные рыночные модели.
8.Рыночное равновесие.
9.Экономическая динамика – экстенсивный и интенсивный рост
10.Экономическая цикличность.
11.Экономические кризисы.
12.Структура национальной экономики
13.Международные экономические организации
14.Проблемы современной российской экономики
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ:
1.Экономическая идеология и наука.
2.Экономические отношения, связи и законы.
3.Экономические формы реализации.
4.Уклады и сектора смешанной экономики собственности.
5.Доходы и расходы на рынке.
6.Эффекты потребительского поведения.
7.Оборот капитала и равновесие фирмы.
8.Рынок ценных бумаг.
9.Национальный доход и его структура.
10.Рынок труда и функции его участников.
11.Антимонопольное регулирование.
12.Товарный и денежный агрегаты.
13.Инвестиции и сбережения, их виды.
14.Цикличность макроэкономической динамики.
15.Ликвидность и деньги.
16.Инфляция и безработица.
17.Комплексные кризисы.
18.Государственное регулирование макроэкономики .
19.Факторы экономического роста.
20.Платежный баланс.
21.Место России в мировой экономике.
22.Проблемы экономики переходного периода.
23.Классическая политическая экономия.
24.Кейнсианство.
25.Институциональная экономика.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенников, П. И. Экономика: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018, 2018 www.biblio-online.ru/book/D55C6954-C1D5-4B31-9C5F-F595181A9B94
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Я. Иохин Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online»
Э2 ЭБС «Лань»
Э3 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э4 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э5 http://www.juvenilejustice.ru (Всероссийский информационный портал);
Э6 http://www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»);
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.