МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 252
самостоятельная работа 126
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 21,5 16 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 60 108 72 82 60 20 60 0 252 210
Сам. работа 48 48 9 21 12 57 57 0 126 126
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 108 156 108 130 72 77 144 27 432 390

Программу составил(и):
к.иск., доц., Киселева Н.Е.

Рецензент(ы):
к. иск., доц., Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
-изучить средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-14 готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-32 способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества; разнообразные техники живописи и истории их развития. Понятия: локальный цвет, колорит, цветовые отношения, цветовую гармонию, смешение цветов. Знать о различных видах и техники живописи, методах ведения живописных работ; теоретических и практических принципах гармонизации цветов в композиции; создании живописных композиций различной степени сложности с использованием разнообразных техник.


3.2.Уметь:
3.2.1.Изображать объёмно – пространственную среду средствами академической живописи; анализировать цветовое состояние натуры и передавать в творческой работе. Последовательно вести работу над живописной композицией, составлять хроматические цветовые ряды, распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты; выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Выражения цветом формы, объёма, пространства. Иметь навыки способов передачи средствами живописи закономерностей создания цветового строя и световоздушной среды.
Иметь навыки творческой работы на пленэре; навыками работы различными живописными материалами для создания выразительных образов в учебных и творческих работах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учебный натюрморт
1.1. цветовой круг и цветовые растяжки Практические 1 4 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Принципы гармонизации цвета. Контрасты Практические 1 4 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.3. Рефлексы. Натюрморт с белым предметом Практические 1 2 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.4. натюрморт в теплой цветовой гамме Практические 1 2 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.5. Натюрморт в холодной цветовой гамме Практические 1 2 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.6. натюрморт в технике "Гризайль" Практические 1 8 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.7. Натюрморт на близкие цветовый отношения Практические 1 10 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.8. Живопись драпировки со складками Практические 1 4 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.9. Этюды сложных по форме и цвету предметов на холодном фоне. Акварель, гуашь Сам. работа 1 12 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.10. Живопись натюрморта из предметов быта контрастных по цвету Практические 1 10 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.11. Этюды простых по форме и цвету бытовых предметов. Акварель, гуашь Практические 1 10 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.12. Живопись сложных по форме и окраске предметов быта Практические 1 12 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.13. Натюрморт на выявление материальности предметов Практические 1 12 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.14. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта близких по цветовой гамме Практические 1 10 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.15. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Гуашь Сам. работа 1 14 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.16. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта контрастных по цветвой гамме Практические 1 18 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.17. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь Сам. работа 1 22 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Тематический натюрморт
2.1. Натюрморт на контрастные цветовые отношения (из трех-четырех предметов), объеденённых общей темой с преобладанием холодных оттенков. Техника лессировки Практические 2 16 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Этюды сложных по форме и цвету предметов Сам. работа 2 2 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Тематический натюрморт, с введением в композицию постановки гипсовой головы. Тематический натюрморт «Атрибуты искусства». Гуашь. Практические 2 18 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 2 7 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Живопись фигуры человека
3.1. Этюд головы натурщика на светлом фоне. Гризайль. Акварель Практические 2 12 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Этюды головы человека. Акварель, гуашь Сам. работа 2 3 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Этюд пожилого человека с плечевым поясом Практические 2 12 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Преобразование портрета - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Сам. работа 2 3 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Поколенное изображение фигуры человека. Этюд фигуры натурщика на светлом фоне. Акварель Практические 2 14 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.6. Этюды женской и мужской полуфигуры. Акварель. Гуашь Сам. работа 2 6 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.7. Этюдное изображение фигуры человека в полный рост. Одетая модель. Тематическая постановка. Гуашь. Практические 2 10 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.8. Этюды женской и мужской фигуры. Акварель, гуашь Сам. работа 3 22 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.9. Тематическая постановка. Живопись фигуры человека в национальном костюме Практические 3 20 ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.10. Преобразование реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь Сам. работа 3 35 ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.11. Зачет 3 0 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.12. Экзамен 4 27 ПК-14, ПК-32 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Зубова И. С., Семизорова Л. Б. Натюрморт в родственной, родственно-контрастной и контрастной цветовой гамме: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Натюрморт.Практикум подисциплине "Живопись":учебно-методическое пособие: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
Э2 http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи
Э3 http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp галерея
Э4 http://www.artsib.ru/ сибирские мастера
Э5 http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству
Э6 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4008
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий и вопросы к экзамену.
Зачет проводится в форме академического просмотра, по изученным в рамках освоения дисциплины темам в соответствующем семестре.
Экзамен проводится в виде академического просмотра всех выполненных за семестр практических работ. Все выполненные работы должны быть выполнены на формате А-2 и оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, № группы, название и ФИО преподавателя). Кроме того, студенты дают развернутый ответ на один теоретический вопрос. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины Результаты ответа на вопрос сообщаются студенту в день проведения экзамена. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит испытания повторно.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Обучение живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и длительные работы по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих художников прикладного искусства.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды живописных материалов, таких как акварель, гуашь, пастель и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего художника прикладного направления. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.