МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Воронина С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать овладению студентами понимания современной социоприродной ситуации, которая существенно зависит от ценностей мировоззрения, уровня образованности человека, традиционной культуры, доступности, гласности экологической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы исследований в области социэкологической динамики
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии в исследованиях социальных, экологических проблем современности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Экологическая культура"
1.1. Введение в курс: теоретико-методологические принципы изучения экологии культуры Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Введение в курс: теоретико-методологические принципы изучения экологии культуры. Доклассическое обоснование единства человека и мироздания. Возможности рационального осмысления и решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к миру и мира к человеку, рационального познания бытия, универсума Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Введение в курс: теоретико-методологические принципы изучения экологии культуры Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Доклассическое обоснование единства человека и мироздания. Возможности рационального осмысления и решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к миру и мира к человеку, рационального познания бытия, универсума Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Становление классических и постклассических представлений о взаимоотношении человека и природы. Классический период представлений о взаимоотношении человека и природы. Переход от космогонической картины мира к научной Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Становление классических и постклассических представлений о взаимоотношении человека и природы. Классический период представлений о взаимоотношении человека и природы. Переход от космогонической картины мира к научной Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Философско - методологическоеобоснование проблемы взаимосвязи ноосферогенеза и устойчивого развития Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Становление классических и постклассических представлений о взаимоотношении человека и природы Лекции 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Формирование и развитие идей социоприродиой целостности в отечественной философско-культурологической традиции. Становление отечественной экофильной философии Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Формирование и развитие идей социоприродиой целостности в отечественной философско-культурологической традиции. Становление отечественной экофильной философии Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Антропологическое измерение глобальных проблем современности Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Роль ноосферно-экологического императива в преодолении дисгармонии системы «человек-природа». Ноосферно-экологический императив как духовное основание устойчивого развития Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Философско-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи ноосферогенеза и устойчивого развития. Учение о ноосфере в мировой традиции Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Теоретико-методологические аспекты исследования экологической безопасности. Сущность экологической безопасности и её влияние на социальное развитие Сам. работа 4 13 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. Экзамен 4 9 ОПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1. Экологическая культура и современные социально-экологические проблемы.
2. Стратегия устойчивого развития социума. Отказ от тех социальных институтов и систем ценностей, которые поощряют и стимулируют рост материального потребления и несправедливое распределение ресурсов.
3. Предмет и отрасли экологической культуры. Основные категории экологии культуры.
4. Понимание природы как ступени в развитии Мирового разума. Л. Фейербах..
5. Глобальные проблемы современности. Общая характеристика.
6. Ноосферные, или неокоэволюционные идеи В.И. Вернадского.
7. Понятие «социальная экология». Метод социальной экологии.
8. Концепция этногенеза в сопряженном развитии биосферы и общества Л.Н. Гумилева.
9. Понятие «социальная экология». Методы социальной экологии.
10. П. Тейяр де Шарден – основоположник науки о ноосфере – сфере разума
11. Этапы коэволюции, основанные на эволюции мировоззренческих представлений взаимосвязи общества и природы.
12. Натурфилософское учение Е.И. и Н.И Рерихов.
13. Период первобытной коэволюции. Мир природы в мифологическую эпоху: единая и неделимая сущность.
14. Н.А. Бердяев. Зависимость судьбы человека от судьбы природы, космоса. Ответственность человека за весь строй природы.
15. Религиозно-философский период - пантеистическое осмысление природы (религиозный природоцентризм).
16. Философия А. Л. Чижевского.
17. Основные положения космической эволюции индийской философии. Индуизм. Земной человек в индуизме
18. Проблемы социоприродной целостности. Н.Н. Страхов.
19. Буддизм. Принцип устойчивости вибрирующего универсума.
20. Космологические взгляды К. Циолковского. Становление «новой рациональности». «Космическая» философия панпсихизма.
21. Античная философия. Целостное представление о космосе - гармонично устроенной Вселенной. Теологическая парадигма средневековья. Мир как творение верховной и единой сущности - Бога.
Практические задания.
1. Покажите сложность становления отечественной экофильной философии. Технологическое и экологическое направления.
2. Приведите примеры реализации экологических идей в исламском вероучении. Экологическая этика Мухаммеда. Экологическое содержание Корана и Сунны как религиозно-нравственная установка.
3. Покажите связь русского космизма и человека и космоса, соразмерность природного и человеческого бытия.
4. Покажите в чем сложность формирования новой научной и мировоззренческой парадигмы коэволюционного развития.
5. Покажите зависимость человека к природе и человека к человеку в ситуации квалификации человеческого поведения как соответствующего нормам морали. Г. Гегель.
6. Приведите примеры индикаторов устойчивого развития.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шилов И. А. ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/405333
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Залунин В. И. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э3 www.soc.pu.ru
Э4 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э5 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э6 Курс в Moodl: «Экологическая культура»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.