МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Когнитивная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.соц.н., доцент, Янова Наталья гГеннадьевна

Рецензент(ы):
д.пс.н., профессор, Каширский Дмитрий Валерьевич

Рабочая программа дисциплины
Когнитивная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Дмитрий Валерьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Дмитрий Валерьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с научной ретроспективой и перспективой когнитологии как области междисциплинарных исследований познания (приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами), теоретическим и экспериментальным вкладом психологии в интегративное изучение познавательных процессов и ментальных механизмов, обуславливающих их природу.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
ПК-7 способностью изучать психические свойства и состояния человека в норме и патологии, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предметные области и дискуссионную проблематику основных направлений когнитивной психологии, теоретические парадигмы и экспериментальные методы когнитологии, в контексте ее истории и современности
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять критическое обращение к фундаментальным проблемам психологии познания и сознания в соответствии с междисциплинарными достижениями когнитивных наук
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами когнитивных исследований познавательной деятельности и ментальной активности человека, управления информацией и решением задач в живых и искусственных системах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология и науки о мозге. Когнитивные модели
1.1. Когнитивная наука и когнитивная психология. Когнитивная революция и контрреволюция: история и современность. Лекции 7 2 ОК-1, ПК-7 Л2.7
1.2. Предмет и структура когнитивной психологии: области исследования и междисциплинарные связи. Практические 7 1 ОК-1, ПК-7 Л1.1
1.3. Новые направления в когнитологии (когнитинвая генетика, экономика, эстетика, нейроэтология, "нейромагия"). Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л1.2
1.4. Когнитивные модели и методы в когнитивной психологии. Вычислительные теории познавательных и ментальных процессов Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л1.3
1.5. Мультидисциплинарные парадигмы современной когнитологии Практические 7 2 ПК-7 Л1.3
Раздел 2. Мозг и тело. Мозг и психика.
2.1. Психика и деятельность мозга. Методы картирования, айтрекинг. Практические 7 2 ПК-7
2.2. Когнитивная психология и когнитивная нейронаука: нейроанатомия, нейрофизиология, нейропсихология. Практические 7 1 ПК-7 Л1.3
2.3. Генетическая и кросскультурная парадигма в нейрокогнитологии. Практические 7 1 ПК-7 Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Мозг и восприятие.
3.1. Психофизика и сенсорная предрасположенность мозга Сам. работа 7 2 ПК-7 Л1.1
3.2. Иконическое и эхоическое хранение впечатлений Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7, Л1.3, Л1.2
3.3. Когнитивный и имплицитный аттитюд Практические 7 1 ПК-7 Л1.3, Л2.4
3.4. Подпороговое восприятие и эффекты прайминга. Практические 7 1 ПК-7 Л1.3, Л2.2
3.5. Визуальное поле, движение глаз, восприятия паттерна и визуальная маскировка Практические 7 1 ПК-7 Л1.3, Л2.2
3.6. Субъективная организация восприятия: распознавание и формирование образа.Теория геона и прототипа Лекции 7 1 ПК-7 Л1.3
3.7. Психосемиотика восприятия: процессы категоризации и концептуализации Лекции 7 1 ПК-7 Л2.1
Раздел 4. Мозг и внимание.
4.1. Роль мозговой коры в процессах осознания и внимания. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7, Л1.3
4.2. Исследования пропускной способности, автоматической обработки и избирательности внимания Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7
4.3. Сознание и нейрокогнитология функций внимания. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7
4.4. Управление когнитивной активностью. Теория зеркальных нейронов. Лекции 7 1 ПК-7 Л1.3
Раздел 5. Мозг и память.
5.1. Экслицитная и имплицитная, долговременная и кратковременная, эпизодическая и семантическая память в познавательной деятельности. Практические 7 1 ПК-7 Л2.7
5.2. Организация информации в декларативной и рабочей памяти. Мнемонические системы и ошибки памяти. Практические 7 1 ПК-7 Л2.7
5.3. Нейрокогнитивные исследования сна и амнезии. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7
5.4. Проблема возрастных нарушений памяти и механизмов ее оптимизации. Имплицитное научение. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.7
Раздел 6. Мозг и мышление.
6.1. Роль мышления, представления и воображения в репрезентации знаний. Психология мышления и психология познания Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л1.3, Л2.6
6.2. Ментальные функции репрезентации: осознание и понимание. Языковые и неязыковые, вербальные и невербальные, перцептивные и когнитивные репрезентации Лекции 7 1 ПК-7 Л1.3
6.3. Когнитивные карты мышления и ментальные карты понимания. Лекции 7 1 ПК-7 Л1.3
Раздел 7. Мозг и когнитивное развитие.
7.1. Структура интеллекта и структура знаний. Понятийное и эвристическое мышление. Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л2.5
7.2. Логика и принятие решений. Теории принятия решений в современной когнитологии (Decision making & Problem solving). Лекции 7 2 ПК-7 Л2.5
7.3. Креативность и творчество в познавательном процессе. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.8
7.4. Человеческий и искусственный интеллект. Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л1.3, Л2.8
Раздел 8. Мозг и эмоции.
8.1. Когниция и эмоция. IQ и EQ в ментальной репрезентации. Лекции 7 2 ПК-7
8.2. Аффективная модуляция когнитивных процессов. Практические 7 1 ПК-7 Л1.3, Л2.6
8.3. Когнитивный и эмоциональный концепт. Эмоциональное кодирование в оценке информации. Практические 7 1 ПК-7 Л3.2
8.4. Эмотиология языка и речи. Практические 7 2 ПК-7 Л3.2
Раздел 9. Мозг и язык.
9.1. Когнитивная психология и когнитивная лингвистика в изучении языка мозга и языка мысли. Грамматика мышления и грамматика языка. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л3.2
9.2. Мысль и язык: язык как метафора и метафора в языке.Контроль языка и контроль реальности. Практические 7 1 ПК-7 Л3.1
9.3. Процессы кодирования и декодирования: языковые, метаязыковые и внеязыковые правила. Практические 7 1 ПК-7 Л3.2
Раздел 10. Мозг и сознание.
10.1. Психология и психосемиотика сознания. Сознательное и бессознательное. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л3.2, Л2.3
10.2. Познание и понимание. Психология смысла и психология понимания. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.1, Л3.2
10.3. Символьный, модульный и нейросетевой подход в психологии сознания. Лекции 7 2 ПК-7 Л3.1
10.4. Социальные и эмоциональные аспекты сознания и их мозговой субстрат. Сам. работа 7 2 ПК-7
10.5. Мозговые и ментальные механизмы познания. Сам. работа 7 2 ОК-1, ПК-7 Л3.1, Л2.3
Раздел 11. Познание и ментальная активность
11.1. Проблема ментальной активности в когнитологии (brain & mind). Лекции 7 1 ПК-7 Л3.1
11.2. Вопросы интеграции и детерминации репрезентационных систем (сознание, мышление, язык, речь). Практические 7 2 ПК-7 Л3.1
11.3. Доречевой горизонт сознания. Гипотезы универсального предметного и ментально-языкового кода. Практические 7 1 ПК-7 Л3.2
11.4. Когнитивная и ментальная грамматика. Практические 7 1 ПК-7 Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену

1. Когнитивная наука и когнитивная психология.
2. Когнитивная революция и контрреволюция: история и современность.
3. Предмет и структура когнитивной психологии.
4. Новые направления когнитивной психологии.
5. Когнитивная психология и когнитивная нейронаука.
6. Генетическая и кросскультурная парадигма в когнитивной психологии.
7. Психофизика и сенсорная предрасположенность мозга.
8. Иконическое и эхоическое хранение впечатлений.
9. Когнитивный и имплицитный аттитюд.
10. Подпороговое восприятие и эффекты прайминга.
11. Визуальное поле, движение глаз, восприятия паттерна и визуальная маскировка.
12. Субъективная организация восприятия: распознавание и формирование образа.
13. Теория геона и прототипа.
14. Психосемиотика восприятия: процессы категоризации и концептуализации.
15. Сознание и нейрокогнитология функций внимания.
16. Управление когнитивной активностью.
17. Виды памяти в познавательной деятельности.
18. Организация информации в декларативной и рабочей памяти.
19. Мнемонические системы и ошибки памяти.
20. Нейрокогнитивные исследования сна и амнезии.
21. Проблема возрастных нарушений памяти и механизмов ее оптимизации.
22. Имплицитное научение.
23. Роль мышления, представления и воображения в репрезентации знаний.
24. Психология мышления и психология познания.
25. Ментальные функции репрезентации: осознание и понимание.
26. Виды репрезентаций. Когнитивные карты мышления и ментальные карты понимания.
27. Ментальный лексикон и ментальная грамматика.
28. Структура интеллекта и структура знаний. Понятийное и эвристическое мышление.
29. Логика и принятие решений. Теории принятия решений в современной когнитологии.
30. Креативность и творчество в познавательном процессе.
31. Человеческий и искусственный интеллект. Парадигма искусственного интеллекта.
32. Когниция и эмоция. IQ и EQ в ментальной репрезентации.
33. Аффективная модуляция когнитивных процессов.
34. Когнитивный и эмоциональный концепт.
35. Эмотиология языка и речи.
36. Вопросы изучения языка мозга и языка мысли.
37. Грамматика мышления и грамматика языка.
38. Язык как метафора и метафора в языке.
39. Психология и психосемиотика сознания.
40. Познание и понимание. Психология смысла и психология понимания.
41. Символьный, модульный и нейросетевой подход в психологии сознания.
42. Мозговые и ментальные механизмы познания.
43. Проблема ментальной активности в когнитологии (brain & mind).
44. Доречевой горизонт сознания.
45. Когнитивная и ментальная грамматика.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Наименование и выходные данные статьи для аналитического обзора:
Статьи на английском языке:
1. Аллахвердов В. М., Воскресенская Е. Ю., Науменко О. В. Сознание и когнитивное бессознательное //Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Серия 12.Вып.2.С. 10–19.
2. Аллахвердов В.М. Когнитивная психология сознания //Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2012. № 2.
3. Аллахвердов В.М. Сознание и проблема свободы воли// Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2017. Т. 67. № 6.
4. Анохин К.В. Когнитом: гиперсетевая модель мозга /в сборнике «Нейроинформатика-2015», ред. А.Г. Трофимов, 2015
5. Анохин К.В. Коннектом и когнитом: заполнение разрыва между мозгом и разумом /«Седьмая межд. конференция по когнитивной науке», 2016
6. Ахапкин Д. Когнитивный подход в современных исследованиях художественных текстов //Новое Литературное обозрение.2012.№114.
7. Гершкович В. А., Фаликман М. В. История и основные направления и тенденции когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012. № 4. с. 7–34.
8. Знаков В.В. Психологические условия понимания мира человека //Вопросы психологии. 2018. № 1.
9. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 4. — С. 31−42.
10. Корчажкина О.М. Естественная когнитивная система homo cognitionis:в поисках алгоритма человеческого мышления//Проблемы искусственного интеллекта. 2016. № 2 (3).
11. Кэнвишер Н., Войчулик Э. Картирование мозга: новый взгляд на зрительное внимание // Горизонты когнитивной психологии. 2000,
12. Мерикл Ф., Дейнман М. Психологические исследования неосознаваемого восприятия [неопубл. перевод: Merikle, P, Daneman, M. (1998) Psychological investigations of unconscious perception. Journal of Conscious Studies, 5 (1), 518] 1978. С. 15-68
13. Морошкина Н. В., Иванчей И. И. Имплицитное научение: исследование соотношения осознаваемых и неосознаваемых процессов в когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012.№ 4. С. 109–131.
14. Печенкова Е. В., Фаликман М. В. Сознание и мозг: когнитивная наука по обе стороны психофизической проблемы // Когнитивная психология. Феномены и проблемы / Под ред. В. Ф. Спиридонова. М.: УРСС, 2013. С. 229–255.
с. 83–108.
15. Сергеева А.С., Сергеев С. Ф. Психологическая наука на границе с технологической сингулярностью\\ Психол. журнал, 2017, том 38, № 2
16. Уточкин И.С. Мгновенное восприятие сцен и множественных объектов //Когнитивная психология: Феномены и проблемы. Под ред. В.Ф. Спиридонова. М.: URSS, 2014. С. 70-85
17. Фаликман М. В. Когнитивная наука в XXI веке: организм,социум, культура // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна».2012.№3.С.31–37.
18. Фаликман М.В. Когнитивная наука: основоположения и перспективы//Логос №1 (97), 2014
19. Фаликман М.В. Методология конструктивизма в психологии познания. //Психологические исследования, 2016, 9(48)
20. Фаликман М.В. Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект. //Психол. исследования, 2017, 10(54)
21. Фаликман М.В., Койфман А.Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2005. №3. С. 86-97. №4. 81-90
22. Харламов А.А., Ермоленко Т.В.Анализ текстов: лингвистика, семантика, прагматика в рамках когнитивного подхода//Проблемы искусственного интеллекта. 2015. № 1.
Статьи на английском языке:
1. Toulmin S. The Mozart of psychology // The New York Review of Books. 1978. Vol. 25.№ 14. P. 51–57.
2. Crick F., Koch C. Consciousness and Neuroscience // Cerebral Cortex. 1998. Vol. 8. № 2. P. 97–107;
3. Kihlstrom J. F. The cognitive unconscious // Science. 1987. Vol. 237 (4821)
4. Chalmers D. J. Facing up to the problem of consciousness // Journal of Consciousness Studies.1995.Vol.2.№3.P.200–219.
5. Bartels A., Zeki S. The neural correlates of maternal and romantic love // Neuroimage. 2004. Vol. 21. № 3. P. 1155–1166.
6. Logacev, P., Vasishth S. A Multiple-Channel Model of Task-Dependent Ambiguity Resolution in Sentence Comprehension. Cognitive Science 40(2): 266-298 (2016)


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания Том1: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/B1B6FAA1-AAB9-4F5C-8A2B-787A30567DEF
Л1.2 Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания Том2: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/5A09BD98-F256-4142-A270-A0316AB2B092.
Л1.3 Под ред. В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия М.: Языки славянских культур; РГГУ, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Знаков В.В. Психология понимания мира человеком: монография ИП РАН, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса: учебник М., Когито-Центр, Высшая школа психологии, 2006 biblioclub.ru
Л2.3 Высоков, И. Е. Психология познания : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/BFC6E7E5-C5C3-4A49-909E-C9120E09943E.
Л2.4 Холодная, М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили.: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/DF5DF489-3E43-474E-A32E-974745F9276E
Л2.5 Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/8A297656-91C5-4937-AE53-E88E91554EB2
Л2.6 Донцов, Д. А. Психология познавательных процессов : учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/BAF32FFE-D0F6-4151-AD45-36EB9BB7FD65
Л2.7 Солсо Р. Когнитивная психология: учебник Издательский дом ""Питер", 2015
Л2.8 Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/6169EB92-6B35-454E-A342-9F6CFECF14EA
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Психология ментальных репрезентаций: учебно-метод.пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 Янова Н.Г. Психолингвистика: учебно-метод.пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Т.Черниговская. «Встреча на вершине. Игры разума с Т.Черниговской» (8 авторских лекций) на телеканале «Культура». tvkultura.ru
Э2 Т.Черниговская. Фильм "Звёздное небо мышления" (4 авторских лекции) tvkultura.ru
Э3 Ю.Александров, Т.Черниговская, В.Ушаков. Мышление и речь. tvkultura.ru
Э4 Т.В. Черниговская, К.В. Анохин «Понять, осмыслить, осознать…»,часть 1, часть 2 http://www.5-tv.ru/video/506881/ http://www.5-tv.ru/video/506851/
Э5 Т. Черниговская. Зачем мозгу язык? www.pryamaya.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ицензионное программное обеспечение:
• Windows 7 Professional;
• Office 2010 Professional
• 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
• AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
• DjVu reader, http://djvureader.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru


По разделу Мозг и язык.

http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4190

По разделу Познание и ментальная активность

http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4189

Медиа-лекции по разделам курса Мозг и сознание, Мозг и язык:

Т.Черниговская. «Встреча на вершине. Игры разума с Т.Черниговской» (8 авторских серий) на телеканале «Культура». 2014-2015
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/57589/episode_id/1169106/
Т.Черниговская. Фильм "Звёздное небо мышления" (4 авторских серии) 2009
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/32383/
Ю.Александров, Т.Черниговская, В.Ушаков. Мышление и речь. // Программа «Наблюдатель» на ТВ Канале Культура 15.04.2014
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/981193/
Т. Черниговская Почему люди говорят // Программа «Очевидное-невероятное», 14.02.2009
http://scientificrussia.ru/archive/pochemu-lyudi-govoryat
Т.В. Черниговская, К.В. Анохин «Понять, осмыслить, осознать…»,часть 1, часть 2 // программа «Истории из будущего» на Пятом канале, 2012
http://www.5-tv.ru/video/506851/
http://www.5-tv.ru/video/506881/
Т. Черниговская. Зачем мозгу язык? // Публичные лекции в лектории «Прямая речь» (Москва). 2013
http://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

РЕКОМЕНДУЕТСЯ БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:


H. Gardner The Mind's New Science: The History of Cognitive Revolution. Harper Collins Basic Books, 1987.

The Oxford Handbook of Cognitive Psychology Edited by Daniel Reisberg
SBN: 9780195376746
DOI: 10.1093/oxfordhb/9780195376746.001.0001

Ashman, Adrian and Conway, Robert An Introduction to Cognitive Education Theory and Applications. Edited by Ashman, Adrian UK: Routledge, 1997.

Cognitive Psychotherapy Toward a New Millennium. Scientific Foundations and Clinical Practice. Editors: Scrimali, Tullio, Grimaldi, Liria (Eds. Springer, 2012

Palmer S. Vision Science: From Photons to Phenomenology. Bradford Books, 1999

J.R. Anderson Cognitive Psychology and Its Implications © 2015, 2010, 2005, 2000 by Worth Publishers, USA

Power Mick (EN) Cognition and Emotion Gardners Books 1997

Luiz Pessoa The Cognitive-Emotional Brain: from Interactions to Integration, Published 2013 by Mit Press

Performance Psychology: Perception, Action, Cognition, and Emotion Editors: Markus Raab Babett LobingerSven Hoffmann Alexandra PizzeraSylvain Laborde 2015 Academic Press


Статьи (классические работы) для обзора:

См.: Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология / Под ред. Д.Ю.Панова, В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1964. С. 192–225.
См.: Хомский Н. Три модели для описания языка //Кибернетический сборник. 1961. Вып. 2. С. 237–266.
См.: Ньюэлл А., Шоу Дж., Саймон Г. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительных машин //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
см.: Chomsky N. A Review of B. F. Skinner’s Verbal Behavior// Language. 1959. Vol. 35. № 1. P. 26–58),
См.: Vygotsky L. S. Thought and language. N.Y.; L.: Wiley, 1962, а также: Toulmin S. The Mozart of psychology //The New York Review of Books. 1978. Vol. 25. № 14. P. 51–57. 9.
См.: Bruner J. S. Acts of meaning. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990. 1
См., Boden M.A. The Philosophy of Artificial Intelligence. Oxford, UK; N.Y.: Oxford University Press, 1990.
См.: Churchland P. Neurophilosophy. Cambridge, MA: MIT Press, 1986.
См.: Crick F., Koch C. Consciousness and Neuroscience //Cerebral Cortex. 1998. Vol. 8. № 2. P. 97–107; Dennett D. Consciousness Explained. L.: The Penguin Press, 1991.
См.: Thomas M. S.C., Karmiloff-Smith A. Connectionist models of development, developmental disorders and individual differences// Models of Intelligence for the Next Millennium /R.J. Sternberg, J. Lautrey, T. Lubart (eds). Washington, DC: American Psychological Association, 2003.
См.: Hanakawa T., Honda M., Okada T., et al. Neural correlates underlying mental
См.: Сахаров Д.А. Генерация когнитивных паттернов как биологическая проблема //Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции / Под ред. Е.В.Печенковой, М.В.Фаликман. М.: Буки- Веди, 2013. С. 263–267;
Балабан П.М., Воронцов Д.Д., Дьяконова В.Е. и др. Центральные генераторы паттерна //Журнал высшей нервной деятель- ности. 2013. Т. 63. № 5. С. 441–520;
Graybiel A.M. The basal ganglia and cognitive pattern generators// Schizophrenia Bulletin. 1997. Vol. 23. P. 459–469. 23.
См.: Pylyshyn Z.W. The «causal» power of machines// Behavioral and Brain Sciences. 1980. Vol. 3. P. 442–444. 27. С
См.: Chalmers D.J. Facing up to the problem of consciousness//Journal of Consciousness Studies. 1995. Vol. 2. № 3. P. 200–219
См.: Fodor J.A. The Modularity of Mind. Cambridge, MA: MIT Press; Bradford Books, 1983. 36. См.: Marr D. Early processing of visual information //Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 1976. Ser. B. Vol. 275. P. 483–524.
См.: Космидес Л., Туби Дж. К эволюционно ориентированной когнитивной науке [1994]//Когнитивная психология: история и современность. С. 55– 62.
См.: Chomsky N. Language and Problems of Knowledge. Cambridge, MA: MIT Press, 1988.
См.: Бейтс Э. Модульность, специализация и развитие языка [1994]//Когнитивная психология: история и современность. С. 63–78.
См.: Parallel distributed processing: Explorations in the microstructure of human cognition/D.E.Rumelhart, J. L. McClelland (eds). Cambridge, MA: MIT Press, 1986. Vol. 1. Foundations.
См.: Кэнвишер Н., Войчулик Э. Картирование мозга: новый взгляд на зрительное внимание [2000]// Горизонты когнитивной психологии. С. 83–108. 48.
См., Оуэн А.М., Коулмэн М.Р., Боули М. и др. Как обнаружить признаки сознания у пациентов в вегетативном состоянии // Горизонты когнитивной психологии. C. 123–127.
См.: Rizzolatti G., Fadiga L., Gallese V., et al. Premotor cortex and the recognition of motor actions//Cognitive Brain Research. 1996. Vol. 3. P. 131–141.
См.: Риццолатти Дж., Синигалья К. Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания. М.: Языки славянских культур, 2012;
Sinigaglia C., Rizzolatti G. Through the looking glass: Self and others//Consciousness and Cognition. 2011. Vol. 20. P. 64–74.
См.: Шпуров И.Ю., Власова Р.М., Румшиская А.Д. и др. ФМРТ-исследование мозговых коррелятов совместного решения задач //Когнитив- ная наука в Москве: новые исследования. С. 331–336.
См.: Baess P., Zhdanov A., Mandel A., et al. MEG dual scanning: A procedure to study interacting humans// Frontiers in Human Neuroscience. 2012. Vol. 6. Art. 83.