МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История первобытного общества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История первобытного общества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 история (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. №950.

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса Познакомить слушателей в ходе проблемно-исторического изложения материала с историей формирования истории первобытного общества (ИПО), основными методами и задачами ИПО, а также дать представление о специфике, особенностях и закономерностях развития общества на различных этапах древнейшей истории человечества. Создать у студентов цельную картину становления и развития основных социальных и экономических структур, возникновения и эволюции духовной жизни общества. Цель практического раздела – рефлексия и углубленное изучение наиболее сложных проблем ИПО: становления дуально-родовых и семейных структур, различные типы организации социума, особенности первобытной экономики и т.п.
В соответствии с указанной целью определены следующие задачи курса:
• Раскрыть этапы и движущие силы антропосоциогенеза;
• Проследить особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур;
• Проанализировать становление и развитие духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества;
• Выявить закономерности становления и эволюционную динамику семейно-брачных отношений;
• Ознакомить с концепциями сложения на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной);
• Дать системные представления о хозяйственно-культурных типах общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства;
• Способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• об основах истории;
• Об основных положения истории первобытного общества и месте данной дисциплины в системе исторических наук;
• Об основных этапах развития и историографии ИПО;
• Об основных научных школах и концепциях ИПО;
• О возможности использования субдисциплин, в том числе методов и методик естественных наук при реконструкции древнейших исторических процессов;
• О периодизации и хронологии ИПО;
• Об особенностях и содержании основных периодов развития общества;
• О движущих силах антропо- и социогенеза;
• О проблемах и причинах эволюции социальных структур (семейно-брачных, политических, экономических и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.Студент должен знать и уметь применять:
• социально-гуманитарную терминологию;
• анализировать и оценивать научную информацию;
• теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия;
• современные теории культуры и ведущие направления современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе;
• разработки культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров и, экскурсионных и туристических фирм;
• современные знания о мировой культуре в разработке и реализации направлений культурного туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками аргументированного изложения собственнойточки зрения, ведения дискуссии;
• владения теоретическими проблемами антропогенеза и разработок по ИПО;
• применения антропологической, социально-гуманитарной и исторической терминологии;
• анализа и критической оценкой тематической научной информации из литературных, цифровых и иных источников;
• ведения корректной научной дискуссии и межличностного общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История первобытного общества как наука
1.1. История первобытного общества – предмет и объект исследования. Соотношение и наполнение терминов «история первобытного общества» и «доистория». Первобытность древняя и «современная»: понятия доисторических (апополитейных) и протоисторических (синполитейных) культур. Место дисциплины в системе наук. Синтетический характер знания о классической первобытности. Особенности первобытной истории. Значение изучения первобытной истории: познавательный, мировоззренческий и практический аспекты. Лекции 1 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Содержание понятия история первобытного общества (ИПО). Задачи и цели курса ИПО. Структура курса ИПО. Периодизация и хронология истории первобытного общества. Предмет и объект ИПО. Литература (основная и дополнительная) и учебники по курсу. Неразработанность проблем завершающих этапов развития первобытного общества. Борьба сторонников цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Источниковедение истории первобытного общества. Источники ИПО: археология, этнография, историческая антропология, геология и палеозоология, палеоботаника, физика, химия, лингвистика, социология. Роль и значение реконструкций ИПО. Проблемы критического отношения к источникам. Сложности анализа известных этнографических данных с целью палеоисторических реконструкций. Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Историография ИПО
2.1. Первый период. Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье. Накопление письменных источников. Знания о первобытных народах на Древнем Востоке. Библейская версия начала человеческой истории. Второй период. Начало обобщения накопленных данных: М. Монтень, Дж. Толанд, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Форстер, Ж.Ф. Лафито, А. Фергюсон (теория «благородного дикаря»). Идеи универсальной стадиальности исторического развития в контексте эволюции семейно-брачных отношений (Я. Бахофен, Дж. Мак-Леннан). Третий период. Становление истории первобытного общества как науки. Концепции эпохи просвещения. Открытия XIX в. и возникновение учения Ч. Дарвина. Теория эволюции и её адаптация применительно к анализу человека (Ч. Дарвин) и общества (Г. Спенсер). Классики эволюционизма о первобытной культуре (Л.Г. Морган, Э. Тайлор, Д.Д. Фрэзер). Марксистская концепция первобытности. Лекции 1 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Четвертый период. Изучение ИПО в новейшее время. Зарубежные, советские и российские школы и направления в изучении ИПО. Критика однолинейного эволюционизма и складывание различных направлений в разработке проблем первобытной истории в первой половине ХХ столетия. Диффузионистская концепция происхождения и распространения древних культур (Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт). Тотем и табу: психоаналитическая теория происхождения общества, религии, нравственности (З.Фрейд). Архетипы в сознании и поведении человека (К.Г. Юнг). Особенности первобытного мышления (Л. Леви-Брюль) и архаичной экономики (М.Мосс) в контексте социологии Э. Дюркгейма. Позитивистские установки в исследовании первобытных культур в англо-американской науке. Школа Ф. Боаса: дихотомия истории и науки, релятивизм системы ценностей, всесторонний (холистский) анализ отдельных культур. Функционалистский переворот: культура, традиция, функция, социальная структура в интерпретации Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Включенное наблюдение как основ Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Источниковедение и историография истории первобытного общества Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Начало антропосоциогенеза
3.1. Предпосылки возникновения человеческого общества. Понятия «социальное», «биологическое», «культура». Роль социально-экономических отношений в развитии общества. Характеристика сообществ приматов. Доминирование и зоологический индивидуализм. Характеристика сообществ хищных животных. Реконструкция сообщества древнейших предлюдей как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости. Проблема примата социального над биологическим. Доказательства наличия охоты у древнейших предков человека. Возникновение двуногой локомации и первой орудийной деятельности. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. «Первый кризис» возникающего человеческого общества и выход из него. Борьба в грегарных сообществах предлюдей биологического (зоологический индивидуализм) и социального. Необходимость регулирования отношения полов (высокая смертность предженщин). Появление полового и пищевого табу как первых социально-регулирующих законов в стаде предлюдей. Промискуитет, агамия, аномия, эндогамия, экзогамия, разборные отношения. Биологические и социальные изменения в древнейших коллективах как следствие преодоления «первого кризиса». Проблема отражения указанных изменений в древнейших обрядах, зафиксированных в этнографических и письменных источниках. Сам. работа 1 6 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Открытие и изучение ископаемых остатков предлюдей Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Открытие и изучение ископаемых предков человека
4.1. Антропологическая характеристика палеоантропов. Начальный этап расообразования. Различия архантропов и палеоантропов. Возникновение первых расовых отличий. Особенности морфологического строения ранних и поздних палеоантропов. Непрерывность и эволюция материальной культуры. Палеоклиматические и социальные причины специализации палеоантропов. Причины возникновения расовых отличий. Проблема преемственности ранних и поздних палеоантропов Культура классических (поздних) неандертальцев. Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар). Тотемизм: захоронения черепов и натуральный макет. Истоки религиозных представлений поздних предлюдей. Феномен неандертальских захоронений. Проблема взаимосвязи натурального макета с тотемизмом. «Второй кризис» формирующегося человеческого общества и выход из него. Инбридинг и его последствия для поздних предлюдей. Характеристика праобщин заключительной стадии формирования человеческого общества. Этнографич Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Открытие и изучение австралопитеков. Распространение четырех видов австралопитеков на территории Африки. Свидетельства ранней орудийной деятельности. Реконструкция хозяйственной деятельности. Полицентризм и моноцентризм в свете проблемы австралопитеков. Открытие и изучение архантропов. Расширение древней ойкумены. Изменения в антропологическом строении и орудийной деятельности архантропов. Проблема возникновения языка и речи. Гипотеза Н.А. Тих о кинетическом праязыке. Находки ашельской индустрии в Северной Азии. Проблема соотношения изученных раннепалеолитических стоянок Северной Азии с архантропами. Открытие и изучение палеоантропов. Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы. Эпоха мустье Старого Света. Достижения хозяйства палеоантропов. Мустьерские памятники Алтая. Проникновение палеоантропов в Северную Азию. Проблема датировки эпохи мустье. Леваллуазская техника расщепления камня и ее значение для дальнейшего развития человеческого общества. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Возникновение и особенность расовых типов Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов
5.1. Возникновение раннепервобытной родовой общины. Структура дуально-родовой и дуально-фратриальной общины. Социальная организация родового строя: возникновение племен. Преемственность материальной культуры от палеоантропа к неоантропу (Homo Sapiens). Археологические культуры позднего палеолита и достижения этого периода. Достоверность палеосоциологических реконструкций. Проблема эпох перигорда и ориньяка. Проблема преемственности материальной культуры эпохи мустье и верхнего палеолита. «Сценарии перехода от среднего к верхнему палеолиту» (гипотеза Л.Б. Вишняцкого). Заселение человеком современного типа новых территорий и становление рас. Освоение Нового Света, Австралии, Океании. Древнейшие культуры этих территорий. Особенности человеческих рас. Проблемы адаптации человеческого организма к различным климатическим и природным зонам. Расы и расовые типы. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Возникновение языков. Языковая непрерывность. Классификация языков, языковые семьи. Особенности языкового строения и семантики слов в раннеродовом обществе. Возможности лингвистики и топонимики в реконструкции ИПО. Социальная организация раннеродовой общины. Системы родства и брака. Этнографические свидетельства о пережитках ранних систем родства и брака. Половозрастное деление общества, социализация детей. Проблема отражения социальной организации раннеродовой общины в планиграфии древних и современных поселений. Мужские и женские дома. Сам. работа 1 7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Материальная и духовная культура раннеродового общества
6.1. Материальная культура раннеродового общества. Прогрессивное развитие производительных сил. Домостроение. Особенности материальной культуры раннеродового общества в Сибири и на Алтае. Формирование хозяйственно-культурных типов присваивающей экономики. Практические знания. Проблемы охотничьей специализации раннеродовых племен. Трасологические исследования древних орудий труда. Вопросы соотношения археологических культур эпохи палеолита и реальных раннеродовых этнических групп. «Третий кризис» человеческого общества и становление производящего хозяйства. Завершение ледниковой эпохи, вымирание мамонтовой фауны и кризис раннеродового хозяйства. Мезолит: развитие индивидуальной охоты и рыболовства. Неолитическая революция. Семь центров доместикации растений (Н.И. Вавилов). Возникновение скотоводства. Проблема «первобытного изобилия». Вопрос о появлении и последствиях распространения рыболовства. Взаимоотношения первобытного земледелия и скотоводства. Понятие «кочевничество». Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Духовная культура раннеродового общества. Верхнепалеолитическое искусство и его особенности. Макароны, трафареты рук, канонизированный контурный рисунок, полихромная живопись, мелкая пластика, орнамент. Тотемизм, магия, первобытный обряд, анимизм, культы сил природы, фетишизм. Взаимосвязь раннепервобытного искусства, тотемизма и магии. Проблема современных пережитков раннеродовых религиозных воззрений. Сам. работа 1 7 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Искусство раннеродового общества Практические 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов
7.1. Переход от присваивающего хозяйства к производящему и его последствия. Появление избыточного продукта. Межобщинное разделение труда. Ранние формы собственности. Дарообменная (престижная) экономика. Появление ремесла. Вопросы влияния личной и общинной собственности на социальную структуру позднеродового общества. Социальная организация позднеродовой общины. Половозрастная структура и разделение труда. Сегменация общины: линидж, субклан, род, фратрия, племя. Адопция. Археологические и этнографические данные о социальной структуре позднеродовой общины. Проблема взаимоотношения «сегментов» позднеродовой общины. Лекции 1 2 ОК-2 Л2.1
7.2. Возникновение и эволюция парного брака и парной семьи. Влияние экономических достижений на структуру родства и брака и динамику их эволюции. Появление парной семьи и ее взаимоотношения с общиной и родьей. Противоборство отношений ранних форм собственности с родовыми отношениями. Бигмены. Вопросы влияния ранней формы собственности на изменение брачно-семейных отношений. Этнографические свидетельства пережитков конфронтации зарождающихся семейных и родовых отношений. Сам. работа 1 8 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Духовная и материальная культура позднеродового общества
8.1. Духовная культура позднеродового общества. Искусство неолита и его особенности. Появление архитектуры, керамического производства (терракота), ткачества и т.д. Религиозные воззрения земледельцев-скотоводов (культ огня и плодородия) и охотников, собирателей, рыболовов (шаманизм). Особенности шаманизма. Начало становления «мировых» религий. Мифы, сказки, предания, легенды. Появление жречества. Проблемы ранних форм религии, их становления и развития. Значение для позднеродовых общин появления «стройных» религиозных систем. Причины усиливающихся в позднеродовом обществе религиозных различий (вплоть до антагонизма) между общинами производящего и присваивающего ХКТ. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Итоги развития хозяйства и материальной культуры позднеродового общества. Новые ХКТ. Особенности ранних форм земледелия и его продуктивность. Развитие скотоводства. Появление древнеземледельческих поселков. Ремесло. Развитие обменных отношений. Изменения в характере собственности. Проблема ХКТ высших рыболовов, собирателей и охотников. Ранние кочевники. Вопрос взаимовлияния изменений в характере собственности на развитие обмена. Сам. работа 1 9 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования
9.1. В настоящее время различных концепций, объясняющих причины возникновения государства существует большое множество. Разнообразие этих концепций обусловлено сложностью и многоплановостью данной проблемы, отрывочностью знаний об эпохе генезиса государства, существенным различием исходных позиций и авторитета авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, социально-политических взглядов, наличия естественно-научных подходов и др.: • Религиозные (теологические) концепции; • Материалистическая теория; • Концепция общественного договора (естественного права); • Патриархальная концепция; происхождения государства • Теория насилия; • Органическая концепция возникновения государства. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Производственные предпосылки распада первобытного общества. Начало обработки металлов: медь, бронза, железо. Центры рудодобычи и металлообработки. Повышение производительности труда и его значение: тягловые животные, плуг, вьючные и верховые животные, средства передвижения. Проблема энеолита. Вопросы первоначального использования металлов (бронза, железо). Проблема кочевничества. Сам. работа 1 9 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Социальная организация общества в эпоху классообразования
10.1. Появление частной собственности и соседской общины. Изменения в социальной структуре общества в связи с победой частной собственности. Институт вождизма. Вызревание раннеклассовых структур. Особенности соседской общины. Появление и развитие торговли. Взаимоотношения общинной и родоплеменной организации. Различия в процессе победы частной собственности между земледельцами и скотоводами. Особенности ранней торговли и межобщинного разделения труда. Брак и семья в эпоху распада первобытного общества. Победа отцовской фелиации и начало подчиненного положения женщины в обществе. Понятие «иждивенчество». Становление и развитие моногамной семьи, основанной на мужской частной собственности. Патриархат. Победа отцовского рода, как свидетельство начала преобладания отношений на основе частной собственности и окончательной гибели родовых отношений. Укрепление племенной организации. Племя как социально-потестарная общность. Наследственное лидерство. Усложнение общественного производства. Рост противоречий и конфликтов в Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Первобытная периферия классовых обществ. Апополитейные и синполитейные первобытные общества. Изоляты. Культурные взаимозаимствования. Колониализм и неоколониализм. Остаточные нормы и представления. Проблемы взаимоотношений различных обществ с остаточными нормами первобытного общества. Сам. работа 1 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Религиозные представления в первобытном обществе
11.1. Ранние формы религии в первобытном обществе (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) Религиозные представления в позднеродовом обществе: • складывание мифологических систем; • зарождение и особенности шаманизма; Религиозные представления в период классообразования (распада родовых отношений): • зарождение жречества (язычество); • начало формирования мировых религий. Лекции 1 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Политеизм и его структура на примере язычества древних славян: Род, Сварог и Сварожичи, Трилав,Даждьбог, Перун, Хорс и др. нечистая сила и специфика «темного пантеона». Сам. работа 1 7 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Экзамен 1 27 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Источники истории первобытного общества (ИПО).
2. Хронология и периодизация ИПО.
3. Историография ИПО до возникновения учения Ч. Дарвина.
4. Историография ИПО с середины XIX века до наших дней.
5. Советская и Российская школа изучения ИПО.
6. Открытие и изучение австралопитековых.
7. Материальная культура австралопитеков.
8. Эпоха первобытного человеческого стада: преодоление зоологи-ческого индивидуализма.
9. Открытие и изучение архантропов.
10. Материальная культура архантропов.
11. Промискуитет: агамия, аномия.
12. Открытие и изучение палеантропов.
13. Материальная культура палеантропов.
14. Духовная культура палеантропов: тотемизм, погребения, искусство.
15. Проблема возникновения языка и речи.
16. Праобщина классических неандертальцев: второй кризис челове-ческого общества.
17. Антропология кроманьонского человека и становление человече-ских рас.
18. Накапливание практических знаний в раннеродовом обществе.
19. Духовная культура раннеродового общества: ранние формы религии.
20. Уральская, южносибирская и эфиопская контактные расы: ареал расселения, основные антропологические признаки.
21. Искусство начала верхнего палеолита: макароны, трафареты рук, контурный рисунок.
22. Искусство верхнего палеолита: живопись, скульптура, мелкая пластика.
23. Искусство раннеродового общества на территории России.
24. Социальная организация раннеродового общества и ранние фор-мы родства.
25. Возникновение ХКТ присваивающей экономики, особенности первобытного хозяйства.
26. Эпоха мезолита: третий кризис человеческого общества и его пре-одоление.
27. Материальная культура эпохи неолита. Неолитическая революция.
28. Возникновение и очаги раннего земледелия.
29. Возникновение скотоводства.
30. Социальная структура позднеродового общества.
31. Ранние формы собственности.
32. Брак и семья в позднеродовом обществе.
33. ХКТ позднеродового общества, их взаимодействие.
34. Общественное разделение труда в позднеродовую эпоху.
35. Престижная экономика и ее роль в становлении собственности.
36. Социализация в первобытном обществе: младенчество, детство, инициации.
37. Духовная культура и искусство позднеродового общества.
38. Возникновение и особенности шаманизма.
39. Роль металлов в развитии производительных сил общества: медь, бронза, железо.
40. Подъем производства в эпоху распада первобытного общества.
41. Появление избыточного продукта: причины, роль и последствия.
42. Появление новых ХКТ в период распада первобытного общества.
43. Межобщинное разделение труда на заключительных этапах раз-вития первобытного общества и появление торговли.
44. Возникновение частной собственности.
45. Моногамная семья: появление и роль в разложении родовых ин-ститутов.
46. Социальная структура соседской общины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примеры тематики письменных контрольных работ различного типа:
Представления о ранних этапах истории в древности и средневековье.
Становление истории первобытного общества как науки.
Зарубежные, советские и россий-ские школы и направления в изучении ИПО.
Реконструкция сообщества древнейших предлюдей, как коллектива охотников и собирателей, использующих примитивные орудия из камня и кости.
Неандертальская проблема: классические (шапельские) и ранние неандертальцы.
Социальные достижения поздних неандертальцев: погребения, примитивное искусство, взаимопомощь (погребения в пещере Шанидар).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Коллоквиум, кейс-задача, круглый стол (дискуссия), портфолио студента, проект-презентация, доклад (сообщение), творческое задание.
Пример:
Коллоквиум по теме:
Возникновение и особенность расовых типов.
Возникновение языка и речи.
Творческие мини-проекты:
Проблема становления человека современного физического типа.
Центры доместикации растений.
Деловая игра:
Доместикация животных - мифы и реальность.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремлев М.Т. Историческая социология в 3 ч. Часть 1. Первобытное общество.: Учебное пособие для бакалавров и магистратуры Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Сост.А.П. Беликов Первобытное общество: Учебное пособие СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шер Я.А. Введение в археологию: учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 23. Неандерталец. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Neanderthaler
Э2 24. Палеолит. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Э3 25. Первобытное искусство: виртуальный музей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vm.kemsu.ru
Э4 26. Первобытное искусство и культура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture
Э5 27. Плейстоценовые гоминиды. Web – энциклопедия // Портал «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc16/
Э6 28. «Сибирика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_top/encyc17/
Э7 Библиотека портала Антропогенез.ру http://antropogenez.ru/articles/
Э8 Марков А. В. «Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии» Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 http://evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm
Э9 Антропогенез. ру http://antropogenez.ru/
Э10 22. Наука и жизнь: путешествие к колыбели человечества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/10796/
Э11 21. Археология Алтая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archaeology.ru
Э12 20. Археология. Ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.archaeology.ru/
Э13 19. Археология Европы / Archaeological Resource Guide for Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://odur.let.rug.nl
Э14 18. Антропогенез.ру / Каталог находок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antropogenez.ru/location/58/
Э15 и поисковые системы
Э16 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные
Э17 17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_e/engels_sem00.html
Э18 16. Семёнов Ю. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_123.html
Э19 15. Семёнов Ю. Возникновение религии и ее первая, исходная форма – магия // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_305.html
Э20 14. «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_136.html
Э21 13. Семёнов Ю. Экономическая антропология // Научно-просветительский журнал
Э22 12. Семёнов Ю.С. П. Толстов как теоретик этнологической и исторической науки // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_192.html
Э23 11. Семёнов Ю. Льюис Генри Морган: легенда и действительность // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1001.html
Э24 10. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества М., 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/301498/read; http://scepsis.ru/library/id_1151.html
Э25 9. Семёнов Ю. Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_1036.html
Э26 8. Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история. Этно-Журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ethnonet.ru/ru/pub/0503-02.html
Э27 7. Книжный сайт «Мир книг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirknig.com/knigi/history/1181246314-istoriya-pervobytnogo-obshhestva.html
Э28 6. Кирсанов В. Краткий курс истории антропогенеза, или Сущность и происхождение труда, сознания и языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fisinter.ru/~ain/kvn/krat_kurs.htm
Э29 5. Кабо В. Теоретические проблемы реконструкции первобытности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aboriginals.narod.ru/reconstruction1.htm
Э30 4. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107022337&archive=1120045855&start_from=&ucat=25&
Э31 3. Думанов X.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Э32 2. Воронцов Н.Н. Эрнст Геккель и судьбы учения Дарвина // Научно-просветительский журнал «Скепсис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_717.html
Э33 1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». М.: Высш. шк., 1990. 351 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.istmira.com/istoriya-pervobytnogo-obshhestva/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Хронологически курс "История первобытного общества" (ИПО) охватывает несколько миллионов лет. В этот период произошло становление человека современного физического типа (Homo Sapiens), производительных сил общества, социальных и семейно-брачных структур, сложились основные расовые и антропологические типы, народы и языки. Кроме этого изучение ИПО является своего рода подготовкой к восприятию основных процессов и понятий курсов "Истории древнего мира", "Истории России" (древнейший период), "Основы археологии", "Основы этнологии" и т.д. Исходя из вышесказанного нами определены следующие цели курса ИПО:
1. Создание цельной картины становления и ранней истории человеческого общества.
2. Характеристика развития основных социальных и экономических структур.
3. Возникновение и эволюция духовной жизни общества.
Для достижения намеченных целей курса поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие этапов и движущих сил антропосоциогенеза;
2. Особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур;
3. Анализ становления и развития духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества;
4. Становление и эволюция семейно-брачных отношений;
5. Сложение и изменение на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной);
6. Хозяйственно-культурные типы общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства.
Разработанная программа вполне применима для реализации курса ИПО как на отделении заочного обучения, так и на отделении искусствоведения. В первом случае незначительное сокращение количества часов осуществляется за счет практических занятий и вынесения некоторых тем на самостоятельное изучение (историография ИПО и вопросы открытия ископаемых предков человека); во втором случае из цикла лекций исключаются темы, посвященные духовной жизни первобытного общества, т.к. они изучаются в отдельном курсе.
Следует также отметить то, что наполнение конкретным материалом, особенно иллюстрирующим те или иные теоретические положения, может способствовать изучению материалов Алтайского края. Соотнесение разработок и теорий ИПО с региональными необходимо еще и потому, что сейчас в школьном образовании, согласно принятым образовательным стандартам, значительное место уделено изучению регионального компонента. При этом состояние изученности археологических комплексов Алтая вполне позволяет осуществить подобное сочетание.