МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация научно-исследовательской работы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация научно-исследовательской работы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение теории и методики организации и самоорганизации научно-исследовательской работы в процессе профессионального обучения в вузе;
формирование у обучающихся представлений о сущности и содержании научно-исследовательской работы в целом и студенческой, в частности;
освоение методики работы с литературными и электронными источниками информации в процессе научно-исследовательской работы;
овладение технологией подготовки и написания курсовой работы;
развитие у будущих специалистов умений презентовать результаты проведенной научно-исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9: способностью представлять результаты научной и практической деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о содержании и направлениях научно-исследовательской деятельности студентов, о роли научно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении и развитии виды источников информации, используемых в процессе научно-исследовательской работы, требования к написанию и оформлению курсовой работы; способы презентации результатов научно-исследовательской работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться Internet-ресурсами при организации научно-исследовательской работы; оформлять литературу, используемую в ходе проведения теоретического исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями; составлять план работы над курсовым проектом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками подготовки презентации и тиражирования результатов научно-исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка к научно-исследовательской работе
1.1. Содержание и структура научно-исследовательской работы Лекции 4 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Содержание и структура научно-исследовательской работы Практические 4 1 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Содержание и структура научно-исследовательской работы Сам. работа 4 16 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Организация работы с источниками информации Лекции 4 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Организация работы с источниками информации Практические 4 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Организация работы с источниками информации Сам. работа 4 18 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методика проведения научного исследования и оформления его результатов
2.7. План проведения научно-исследовательской работы Лекции 4 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. План проведения научно-исследовательской работы Практические 4 1 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. План проведения научно-исследовательской работы Сам. работа 4 18 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Оформление текста научно-исследовательской работы Лекции 4 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Оформление текста научно-исследовательской работы Сам. работа 4 18 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Оформление текста научно-исследовательской работы Практические 4 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. Презентация результатов научно-исследовательской работы Практические 4 2 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. Презентация результатов научно-исследовательской работы Сам. работа 4 18 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Зачет Зачет 4 4 ОПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Сущность научно-исследовательской работы.
2. Цели научно-исследовательской работы.
3. Эмпирическое исследование.
4. Теоретическое исследование.
5. Межпредметное исследование.
6. Методы научного исследования в социальной работе.
7. Правовые акты как источник информации.
8. Монографии и научные статьи как источник информации.
9. Использование Internet-ресурсов в научно-исследовательской работе.
10. Требования к оформлению используемых источников информации.
11. Этапы научного исследования.
12. Структура программы научного исследования.
13. План написания курсовой работы.
14. Оформление тезисов.
15. Оформление курсовой работы.
16. Оформление ссылок в тексте.
17. Оформление наглядности в тексте научно-исследовательской работы.
18. Использование информационно-коммуникативных технологий для презентации результатов научно-исследовательской работы.
19. Научно-практическая конференция как форма презентации результатов научно-исследовательской работы.
20. Публикация материалов исследования.
21. Научная дискуссия.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятия «творчество», «научное творчество», «творческое мышление».
2. Научно-исследовательская работа студентов.
3. Основные этапы научного исследования.
4. Изобретательское творчество.
5. Социальное исследование как процесс.
6. Теория решения изобретательских задач.
7. Метод фокального объекта в исследователськой деятельности.
8. Метод мозгового штурма в исследовательской деятельности.
9. Методы научного исследования.
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рогожин, М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: учебно-практическое пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа,, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253712
Л1.2 М. А. Азарская, В. Л. Поздеев Научно-исследовательская работа в вузе: учебное пособие Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=461553
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Н. Мезинов Научно-исследовательская работа студентов педагогических специальностей: учебно-методическое пособие Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=271879
Л2.2 В. П. Горелов, С. В. Горелов, Л. В. Садовская Магистерская диссертация: практическое пособие для всех специальностей вузов М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=447692
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Организация научно-исследовательской работы» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1426
Э2 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/] http://ivo.garant.ru/#/startpage:0
Э3 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/] http://www.consultant.ru/online
Э4 О проекте - Национальная электронная библиотека https://www.rsl.ru/ru/2professionals/proekt-neb/
Э5 Библиотека диссертаций и авторефератов [Режим доступа: http://www.diss.rsl.ru] http://www.diss.rsl.ru
Э6 Для тех, кто пишет диссертацию, дипломную, курсовую работу или реферат : библиогр. список (1999 – 2009 гг.) / АлтГУ. НБ. БО. – Барнаул, 2010. [Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/app/slasu/info=writer] http://www.lib.asu.ru/app/slasu/info=writer
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия