МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Внешняя политика РФ на современном этапе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество (экономические, политико-правовые и культурные аспекты)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рабочая программа дисциплины
Внешняя политика РФ на современном этапе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №785) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 225)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н, проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н, проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам представление о приоритетах российской внешней политики и сформировать у них понимание механизма и особенностей ее реализации в условиях становления современной системы международных отношений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью свободно пользоваться иностранными языками, как средством делового общения
ОК-5 способностью использовать на практике навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом
ПК-22 способностью ориентироваться в современных тенденциях мирового политического развития, глобальных политических процессов, пониманием их перспектив и возможных последствий для Российской Федерации
ПК-27 владением знаниями о правовых основах международного взаимодействия, пониманием и умением анализировать их влияния на внешнюю политику Российской Федерации и других государств мира
ПК-32 владением знаниями о содержании программных документов по проблемам внешней политики Российской Федерации
ПК-33 способностью профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам
ПК-34 владением знаниями об основных направлениях внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и их взаимоотношений с Российской Федерацией
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- тенденции развития современного миропорядка и тенденции мирового политического развития глобальных политических процессов и современные международно-правовые нормы;
- программные документы и основные подходы к определению национальных интересов и приоритетов внешней политики РФ;
- направления внешней политики зарубежных стран, в том числе на основе материалов на иностранных языках;
- принципы организации исследовательских работ по соответствующей тематике, в том числе на иностранных языках.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно анализировать современные политические реалии и их влияние на внешнюю политику РФ;
- критически оценивать разнородные источники информации, в том числе на иностранных языках;
- анализировать специфику позиций иностранных государств и РФ по ключевым международным вопросам;
- профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам с учетом базовых национальных интересов и ресурсов международного влияния.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа и интерпретации различных источников информации на русском и иностранных языках о внешней политике государства;
- умением проводить сравнение внешнеполитических процессов современной России с аналогичными процессами в других государствах и соотносить их с опытом других стран и регионов;
- навыками организации исследовательских работ по соответствующей тематике, в том числе на иностранных языках;
- навыками системного и прикладного анализа современной внешенеполитической практики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии с акцентом на двусторонние и многосторонние отношения с РФ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности развития миропорядка на рубеже ХХ-XXI веков. Новые вызовы международной безопасности
1.1. Новые вызовы международной стабильности на рубеже XX-XXI вв. и внешнеполитический потенциал России Лекции 1 2 ОК-4, ПК-22, ПК-27 Л1.2, Л1.1
1.2. Проблема сокращения и ограничения оружия массового уничтожения вызов международной безопасности. Участие РФ в международных соглашениях по сокращению и ограничению ОМУ. Лекции 1 2 ПК-22, ПК-27 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Периодизация и концептуальные основы внешней политики РФ
2.1. Проблема преемственности и новизны во внешней политике РФ. Этапы внешней политики РФ Лекции 1 2 ОК-4, ПК-27 Л1.2, Л1.1
2.2. Концептуальные основы внешней политики РФ. Механизм принятия внешнеполитических решений. Практические 1 4 ОК-5, ПК-32, ПК-33 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Институты регулирования международных отношений и участие в них Российской Федерации
3.1. Россия в международных организациях Лекции 1 2 ПК-32, ПК-33 Л1.2, Л1.1
3.2. Россия в ООН. Проблема реформирования ООН и позиция России Практические 1 2 ОК-4, ОК-5, ПК-33, ПК-34 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Россия и постсоветское пространство
4.1. Россия и страны СНГ Лекции 1 2
4.2. Политика РФ на постсоветском пространстве Практические 1 2 ПК-32, ПК-33 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Проблема евроатлантической безопасности и роль России
5.1. Современные российско-американские отношения. Партнерство Россия-НАТО Лекции 1 2 ПК-22, ПК-32, ПК-34 Л1.2, Л1.1
5.2. Отношения Россия - Европейский Союз: экономический и политический факторы Практические 1 4 ОК-4, ПК-34 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Политика РФ на Ближнем Востоке
6.1. Особенности внешнеполитической стратегии России на Ближнем Востоке Лекции 1 2 ОК-4, ПК-27, ПК-34 Л1.2, Л1.1
6.2. Региональные конфликты на Ближнем Востоке и позиция РФ Практические 1 4 ПК-22, ПК-32, ПК-34 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион
7.1. Политика РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе Лекции 1 2 ПК-32, ПК-34 Л1.2, Л1.1
7.2. Современные российско-китайские и российско-японские отношения Практические 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-27, ПК-32 Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Экспертное сообщество и дискуссии о внешней политике России
8.1. Российские и зарубежные эксперты о внешней политике РФ Лекции 1 2 ОК-4, ПК-22, ПК-34 Л1.2, Л1.1
8.2. Зарубежные аналитические центры: подходы к анализу внешней политики РФ Практические 1 4 ОК-4, ОК-5, ПК-22, ПК-33 Л1.2
8.3. Подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 1 102 ОК-4, ОК-5, ПК-27, ПК-32 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
1. Российско-украинские отношения после 2014 г.
2. Путин-Трамп: как складываются российско-американские отношения?
3. «Туманное» будущее БРИКС.
4. Евразийский проект России: интеграция в рамках ЕЭС.
5. Военная кампания России в Сирии: успех или провал?
6. Российско-британские отношения на фоне «Брекзита».
7. Газ и/или санкции: диалог Германии и России.
8. Русский медведь, китайский дракон: российско-китайские отношения на современном этапе.
9. Есть ли прогресс: российско-японские отношения в XXI веке.
10. Нужна ли России Восточная Европа?
11. «Балканский узел» во внешней политике РФ.
12. Россия-Венесуэла: долговременное партнерство или временный маневр?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. С. Малышева ; АлтГУ Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 1: Ресурсы внешней политики РФ): учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н. С. Малышева ; АлтГУ Внешняя политика РФ на современном этапе [Электронный ресурс] (Ч. 2: РФ и глобальные проблемы современного миропорядка): учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Президента России. kremlin.ru
Э2 Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. www.mid.ru
Э3 Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации. www.scrf.gov.ru
Э4 Брукингский институт США. www.brookings.edu
Э5 Королевский институт международных отношений (Великобритания). www.chathamhouse.org
Э6 Российский совет по международным делам. russiancouncil.ru
Э7 Германский институт по международным отношениям и проблемам безопасности. www.swp-berlin.org
Э8 Французский институт международных отношений. www.ifri.org
Э9 Klein M. Russland: eine Gro?macht in der internationalen Politik. www.bpb.de
Э10 Wipperfurth C. Ziele und Perspektiven russischer Au?enpolitik. www.cwipperfuerth.de
Э11 Московский центр Карнеги. carnegie.ru
Э12 Совет по внешней и оборонной политике. svop.ru
Э13 Учебная дисциплина «Внешняя политика РФ на современном этапе» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса "Внешняя политика РФ на современном этапе" внешняя политика анализируется как часть мировой политики. Поэтому в изучении теоретического и практического материала рекомендуется увязывать внешнеполитические процессы, интересы, мероприятия как с общей системой международных отношений, с особенностями внешнеполитического курса иностранных государств.
Для успешной подготовки к практическим занятиям необходимо обращение к ресурсам на иностранных языках. Помимо рекомендованных преподавателем публикаций и электронных ресурсов поощряется самостоятельный поиск студентом дополнительных источников информации на иностранных языках.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо также обратить внимание на то, что анализ внешнеполитического курса РФ должен обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде докладов-презентаций. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Практическое занятие можно провести в форме круглого стола, где студенты могут высказывать свою точку зрения по проблемным вопросам. Подготовка к такому занятию предполагает предварительное распределение ролей (модератор, докладчики), самостоятельную проработку магистрантами учебной литературы по теме и электронных ресурсов на иностранных языках. Второй вариант — в формате развернутой беседы, которая предполагает подготовку всех магистрантов по каждому вопросу, либо выступления магистрантов с презентациями по письменным работам и их обсуждение.
Подготовка исследовательской работы - письменной работы и выступление с ее основными положениями в виде презентации должна осуществляться с тщательным подбором источников. Обязательным требованием к письменным работам является использование материалов не менее трех российских аналитических центров, а также использование ресурсов не менее трех зарубежных аналитических центров. Это позволит наиболее полно ракрыть тему исследования, найти общие и различные черты во внешней политике РФ и иностранных государств, понять мотивы политики правительств зарубежных стран в отношении РФ.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу, ресурсы на иностранных языках и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра.