МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Всемирная история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Всемирная история

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об истории международных отношений и внешней политики России, помочь им понять логику и закономерности процесса становления и развития глобальной системы международных отношений и дать студентам целостное представление о международных отношениях на основе системного подхода.
1.2. Задачи изучения дисциплины
1. Познакомить студентов с классическими документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по истории международных отношений; дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по международным отношениям.
2. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса. Для этого предполагается, в частности, объяснение и закрепление таких понятий как глобальная и периферийные системы международных отношений; системообразующие факторы системы международных отношений; конфронтационность и кооперационность; соотношение понятий; центры силы; стабильность и паритет; глобализация и диверсификация мировых политических процессов.
3. Показать студентам логику формирования и функционирования систем международных отношений, дать общее представление о векторах развития международных отношений.
4. Дать студентам общее представление о знаковых феноменах, событиях и персоналиях истории международных отношений и внешней политики России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать:
-содержание исторических процессов и наиболее значимые исторические факты и явления, даты и события в их исторической взаимосвязи и в значимых цивилизационных последствиях для всемирной истории;
-содержание основных материальных и нематериальных источников истоических знаний о прошлом мировых цивилизаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
-самостоятельно выявлять отличительные особенности каждого из периодов в истории западной цивилизации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами:
-сравнительного анализа этапов всемирной истории;
-анализа истоков и содержания основных цивилизационных достижений западной цивилизации с точки зрения поступательного развития (исторического прогресса) и всемирно-исторических последствий;
-выявления причинно-следственных связей в историческом развитии Запада;
-сравнительного анализа региональной и национальной (страноведческой) специфики в каждом из периодов истории западной цивилизации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Всемирная история как учебная дисциплина
1.1. Всемирная история как учебная дисциплина Лекции 1 2 OK-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Историческая наука и особенности исторического знания: предмет, задачи, различные концепции истории Практические 1 4 OK-2 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Древние цивилизации Ближнего Востока
2.1. Древние цивилизации Ближнего Востока Лекции 1 2 OK-2 Л1.2
Раздел 3. Древние цивилизации Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии
3.1. Древние цивилизации Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Лекции 1 2 OK-2 Л1.2
Раздел 4. Древняя Греция в доэллинистический период
4.1. Древняя Греция в доэллинистический период Лекции 1 2 OK-2 Л1.2
Раздел 5. Специфика истории стран Древнего Востока (на примере Египта)
5.1. Специфика истории стран Древнего Востока (на примере Египта) Практические 1 4 Л1.2
Раздел 6. Эпоха эллинизма
6.1. Эпоха эллинизма Лекции 1 2 OK-2 Л1.2
Раздел 7. Древний Рим в царский период и эпоху Республики. особенности древнеримской цивилизации
7.1. Древний Рим в царский период и эпоху Республики. особенности древнеримской цивилизации Лекции 1 2 OK-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Завоевания Древнего Рима и формирование Римской империи
8.1. Завоевания Древнего Рима и формирование Римской империи Лекции 1 2 OK-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древняя Греция)
9.1. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древняя Греция) Практические 1 4 OK-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Великое переселение народов и формирование новых государств на обломках Римской империи
10.1. Великое переселение народов и формирование новых государств на обломках Римской империи Лекции 1 2 OK-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древний Рим)
11.1. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древний Рим) Практические 1 4 OK-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Особенности цивилизации западноевропейского Средневековья
12.1. Особенности цивилизации западноевропейского Средневековья Лекции 1 2 OK-2 Л1.2
12.2. Актуальные вопросы средневековой истории Практические 1 4 OK-2 Л1.2
12.3. Средневековая исламская цивилизация Лекции 1 4 OK-2 Л1.2
12.4. Особенности развития государства Византия Практические 1 2 OK-2 Л1.2
Раздел 13. Культура эпохи Возрождения
13.1. Культура эпохи Возрождения Лекции 1 2 OK-2 Л1.2
Раздел 14. Становление европейской цивилизации Нового времени и ее основные черты
14.1. Становление европейской цивилизации Нового времени и ее основные черты Лекции 1 2 OK-2 Л1.1
14.2. Эпоха Просвещения Лекции 1 2 OK-2 Л1.1
Раздел 15. Великие потрясения ХХ в. Тоталитарные режимы и пути развития мировой цивилизации на рубеже ХХ—XXI вв.
15.1. Великие потрясения ХХ в. Тоталитарные режимы и пути развития мировой цивилизации на рубеже ХХ—XXI вв. Лекции 1 2 OK-2 Л1.1
15.2. Мировые войны XX века Практические 1 2 OK-2 Л1.1
15.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 63 OK-2 Л1.2, Л1.1
15.4. Экзамен 1 27 OK-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Питулько Г.Н. - Отв. ред. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никишин В.О. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ДРЕВНИЙ РИМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 History Channel www.historychannel.com
Э2 The History Net www.thehistorynet.com
Э3 Учебная дисциплина «Всемирная история» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э4 Учебная дисциплина «Всемирная история (практические занятия)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.