Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.05. Международные отношения |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_05_МО-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об истории международных отношений и внешней политики России, помочь им понять логику и закономерности процесса становления и развития глобальной системы международных отношений и дать студентам целостное представление о международных отношениях на основе системного подхода. 1.2. Задачи изучения дисциплины 1. Познакомить студентов с классическими документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по истории международных отношений; дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по международным отношениям. 2. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса. Для этого предполагается, в частности, объяснение и закрепление таких понятий как глобальная и периферийные системы международных отношений; системообразующие факторы системы международных отношений; конфронтационность и кооперационность; соотношение понятий; центры силы; стабильность и паритет; глобализация и диверсификация мировых политических процессов. 3. Показать студентам логику формирования и функционирования систем международных отношений, дать общее представление о векторах развития международных отношений. 4. Дать студентам общее представление о знаковых феноменах, событиях и персоналиях истории международных отношений и внешней политики России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02 |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать: -содержание исторических процессов и наиболее значимые исторические факты и явления, даты и события в их исторической взаимосвязи и в значимых цивилизационных последствиях для всемирной истории; -содержание основных материальных и нематериальных источников истоических знаний о прошлом мировых цивилизаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь: -самостоятельно выявлять отличительные особенности каждого из периодов в истории западной цивилизации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методами: -сравнительного анализа этапов всемирной истории; -анализа истоков и содержания основных цивилизационных достижений западной цивилизации с точки зрения поступательного развития (исторического прогресса) и всемирно-исторических последствий; -выявления причинно-следственных связей в историческом развитии Запада; -сравнительного анализа региональной и национальной (страноведческой) специфики в каждом из периодов истории западной цивилизации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Всемирная история как учебная дисциплина | ||||||
1.1. | Всемирная история как учебная дисциплина | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Историческая наука и особенности исторического знания: предмет, задачи, различные концепции истории | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Древние цивилизации Ближнего Востока | ||||||
2.1. | Древние цивилизации Ближнего Востока | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Древние цивилизации Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии | ||||||
3.1. | Древние цивилизации Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Древняя Греция в доэллинистический период | ||||||
4.1. | Древняя Греция в доэллинистический период | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Специфика истории стран Древнего Востока (на примере Египта) | ||||||
5.1. | Специфика истории стран Древнего Востока (на примере Египта) | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Эпоха эллинизма | ||||||
6.1. | Эпоха эллинизма | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Древний Рим в царский период и эпоху Республики. особенности древнеримской цивилизации | ||||||
7.1. | Древний Рим в царский период и эпоху Республики. особенности древнеримской цивилизации | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 8. Завоевания Древнего Рима и формирование Римской империи | ||||||
8.1. | Завоевания Древнего Рима и формирование Римской империи | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 9. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древняя Греция) | ||||||
9.1. | Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древняя Греция) | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 10. Великое переселение народов и формирование новых государств на обломках Римской империи | ||||||
10.1. | Великое переселение народов и формирование новых государств на обломках Римской империи | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 11. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древний Рим) | ||||||
11.1. | Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древний Рим) | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 12. Особенности цивилизации западноевропейского Средневековья | ||||||
12.1. | Особенности цивилизации западноевропейского Средневековья | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
12.2. | Актуальные вопросы средневековой истории | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
12.3. | Средневековая исламская цивилизация | Лекции | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
12.4. | Особенности развития государства Византия | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 13. Культура эпохи Возрождения | ||||||
13.1. | Культура эпохи Возрождения | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 14. Становление европейской цивилизации Нового времени и ее основные черты | ||||||
14.1. | Становление европейской цивилизации Нового времени и ее основные черты | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1 |
14.2. | Эпоха Просвещения | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 15. Великие потрясения ХХ в. Тоталитарные режимы и пути развития мировой цивилизации на рубеже ХХ—XXI вв. | ||||||
15.1. | Великие потрясения ХХ в. Тоталитарные режимы и пути развития мировой цивилизации на рубеже ХХ—XXI вв. | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1 |
15.2. | Мировые войны XX века | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | |
15.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 1 | 63 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
15.4. | Экзамен | 1 | 27 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы эссе и рефератов 1. Основные подходы к изучению истории мировых цивилизаций в современной исторической науке. 2. Цивилизация: понятие и основные научные теории современной науки. 3. Основные этапы и научные направления становления цивилизационной теории. 4. Современные научные взгляды на проблемы цивилизационного устройства общества. 5. Проблемы взаимоотношений цивилизации и религии в истории человечества и их отражение в исторической науке. 6. Проблемы взаимоотношений цивилизации и государства и их отражение в исторической науке. 7. Понятие центра и периферии цивилизации и их отражение в трудах историков и философов. 8. Основные научные концепции о динамике развития цивилизаций. 9. А.Дж. Тойнби о типах и основных принципах изучения цивилизаций. 10. Н.Я. Данилевский о структуре и основных чертах цивилизаций. 11. Русская философская, историческая и политическая мысль о проблемах цивилизаций, о роли и месте России в мировом сообществе. 12. Теория Л.Н. Гумилева: этногенез и биосфера Земли. 13. Историческая наука о проблематике цивилизации и войны. 14. Цивилизационные проблемы модернизации в истории человечества. 15. Проблемы взаимодействия цивилизаций в исторической науке и современном обществе. 16. Основные научные теории о проблемах цивилизации и теории мировых систем в условиях глобализации. 17. Основные черты и особенности развития цивилизаций Древнего Востока. 18. Мир в отсутствие цивилизаций: первобытная культура и ее особенности. 19. Шумеро-Вавилонская цивилизация. 20. Цивилизация Древнего Египта. 21. А.Дж. Тойнби об истории и перспективах еврейской цивилизации (по кн.: «Цивилизация перед судом истории») 22. Особенности цивилизации Древнего Китая. 23. Феномен цивилизаций Древней Индии. 24. Цивилизация Японии. 25. Мир доколумбовых цивилизаций Америки (империи ацтеков, майя, инков). 26. Легенды и мифы цивилизаций древнего мира (Древний Восток и доколумбова Америка). 27. Античные цивилизации Средиземноморья. 28. Цивилизация Древней Греции. 29. Выдающиеся люди (правители, герои, ученые) Древней Греции. 30. Этруски в истории античных цивилизаций 31. Цивилизация Древнего Рима. 32. Выдающиеся люди (политики, полководцы, ученые) Древнего Рима. 33. Особенности формирования и развития христианской цивилизации средневековой Западной Европы. 34. Эпоха Возрождения как связь запада с цивилизациями античности и переход к новому времени. 35. Выдающиеся люди средневековой Западной Европы. 36. Цивилизация Византии. 37. Великие географические открытия и их влияние на развитие цивилизаций Запада и Востока. 38. Особенности становления и развития арабо-исламской цивилизации. 39. Особенности развития дальневосточных цивилизаций в эпоху Средневековья. 40. Цивилизация Африки: научные знания, теории и перспективы развития народов африканского континента. 41. Особенности развития западноевропейской цивилизации в эпоху Нового времени и становления индустриальных обществ. 42. Эпоха колониального владычества: проблемы Запада и Востока. 43. Современные проблемы развития цивилизаций, их взаимоотношений в ХХ веке и в начале третьего тысячелетия. 44. А.Дж. Тойнби о контактах между цивилизациями и современные взгляд и проблемы третьего тысячелетия. 45. Выдающиеся люди западной цивилизации эпохи нового и новейшего времени (политики, ученые, полководцы, люди искусства и мира техники). 46. Войны в истории цивилизации ХХ века: причины, итоги и исторические уроки. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Питулько Г.Н. - Отв. ред. | ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
Л1.2 | Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. | ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под общ. ред. Кудрявцевой Т.В. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | History Channel | www.historychannel.com | ||
Э2 | The History Net | www.thehistorynet.com | ||
Э3 | Учебная дисциплина «Всемирная история (практические занятия)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Учебная дисциплина «Всемирная история» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс всемирной истории является частью так называемого базового гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин наряду с отечественной историей, философией, иностранными языками, политологией, мировой экономикой и государственным правом (России и зарубежных стран). Среди основных задач курса (иначе говоря компетенций, которыми должны овладеть студенты в ходе его изучении) — приобретение навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремления найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений, а также осознание роли гуманистических ценностей для развития и сохранения современной цивилизации. Учебно-методические задачи курса: В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать: -содержание исторических процессов и наиболее значимые исторические факты и явления, даты и события в их исторической взаимосвязи и в значимых цивилизационных последствиях для всемирной истории; -содержание основных материальных и нематериальных источников истоических знаний о прошлом мировых цивилизаций. Уметь: -самостоятельно выявлять отличительные особенности каждого из периодов в истории западной цивилизации. Владеть методами: -сравнительного анализа этапов всемирной истории; -анализа истоков и содержания основных цивилизационных достижений западной цивилизации с точки зрения поступательного развития (исторического прогресса) и всемирно-исторических последствий; -выявления причинно-следственных связей в историческом развитии Запада; -сравнительного анализа региональной и национальной (страноведческой) специфики в каждом из периодов истории западной цивилизации.Форма работы — лекционная, практическая (семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов. При самостоятельном изучении тем курса целесообразно: — ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса; — просмотреть конспект лекций; — руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки; — использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета. При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия. Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений. Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов. При подготовке к экзамену следует ориентироваться на программу курса и учитывать распределение материала между лекционным курсом, семинарскими занятиями и самостоятельным изучением. Перечень тем и вопросов для самостоятельного изучения предлагается в начале изучения дисциплины. При подготовке ответа на экзамене необходимо учитывать содержание соответствующих вопросам разделов программы, это является важным критерием итоговой оценки. |