МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ИСТОРИЯ являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.новейшие отечественные и зарубежные методы анализа основных этапов исторического развития России для формирования гражданской позиции студентов, а также современные методы анализа основных этапов и закономерностей исторического развития России для формирования гражданской позиции студентов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять новейшие отечественные и зарубежные методы для анализа основных этапов исторического развития России для формирования гражданской позиции студентов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа основных этапов исторического развития России для формирования гражданской позиции студентов на основе применения новейших отечественных и зарубежных методов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
1.1. История в системе социально-гуманитарных наук. Лекции 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире.
2.1. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Лекции 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Славяне в системе древних цивилизаций. Проблемы славянского этногенеза. Образование древнерусского государства. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Формирование духовного единства древнерусского общества. Лекции 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Русские земли в XII – XIII веках. Начало политической раздробленности. Борьба с агрессией в XIII в.
3.1. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Лекции 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Внешняя агрессия на Русь в XIII в. Практические 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Процесс объединения земель Великороссии и поиск путей упрочения российского государства XIV – XVI вв.
4.1. Объединение земель Великоросии в конце XIV - сер. XVI вв. Лекции 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Опричнина Ивана Грозного, 1565 - 1572 гг. Практические 1 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1
4.3. Смутное время в истории России. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Россия в XVII - XVIII веках в контексте развития европейской цивилизации.
5.1. "Просвещенный абсолютизм" в России и мире. Военно-полицейский режим Павла I. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Россия и мир в XIX в. Опыт европейской модернизации.
6.1. Внешняя политика России в XIX в. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
6.2. Декабризм в истории России (семинар - дикуссия). Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Россия и мир в ХХ – XXI веках.
7.1. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Причины и предпосылки развития революционного процесса в Российской империи. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
7.2. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 1 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
7.3. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война. Сам. работа 1 3 ОК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Различные версии о прародине славян.
2. Расселение восточных славян и их хозяйственная деятельность.
3. Общественное устройство и зарождение государства.
4. Норманнская и антинорманская теории образования государства.
5. Деятельность первых русских князей.
6. Взаимоотношения Руси с сопредельными территориями.
7. Правление Владимира Крестителя.
8. Правление Ярослава Мудрого. Направление его деятельности.
9. «Русская Правда». Социальный состав древнерусского общества.
10. Междоусобица второй половины XI в. Съезд в Любече.
11. Правление Владимира Мономаха.
12. Причины и последствия политической раздробленности.
13. Характеристика Новгородского княжества в XII – первой трети XIII вв.
14. Характеристика Владимиро-Суздальского княжества в XII – первой трети XIII вв.
15. Языческие верования восточных славян.
16. Крещение Руси.
17. Развитие письменности в Киевской Руси. Памятники литературы.
18. Памятники художественной культуры Киевской Руси.
19. Монголо-татарское завоевание русских княжеств.
20. Борьба с рыцарской агрессией на северо-западе Руси в XIII в.
21. Монголо-татарское иго: формы проявления.
22. Возвышение Московского княжества в XIII в.
23. Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва.
24. Объединение русских земель в XIII – XIV вв.: причины, этапы, объединительные центры.
25. Правление Ивана III: формирование централизованного государства.
26. Правление Ивана IV: период реформ Избранной Рады.
27. Опричнина Ивана IV Грозного: причины, цели и последствия.
28. Социально-экономическое развитие России в XV – XVI вв.
29. Этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв.
30. Внешняя политика XVI в.: Ливонская война.
31. Внешняя политика XVI в.: присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.
32. Смута конца XVI - начала XVII вв.: причины, сущность, последствия.
33. Экономическое развитие России в XVII в. Формирование внутрироссийского рынка.
34. Противостояние самодержавия и церкви в XVII в. Церковный раскол.
35. Эволюция политического строя в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.
36. Развитие промышленности в XVII в. Основные точки зрения по вопросу формирования капитализма.
37. Народные движения XVII в. (причины, формы, особенности).
38. Архитектура XIV – XVI вв.
39. Иконопись XIV – XVI вв.
40. Письменные источники XIV – XVI вв. Начало книгопечатания.
41. Развитие церковной мысли: спор иосифлян и нестяжателей.
42. Реформа по отмене крепостного права 1861 г.: подготовка, анализ содержания Манифеста 19 февраля 1861 г., итоги.
43. Либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: судебная, военная.
44. Реформы самоуправления.
45. Общественно-политическое движение в 60 – 70-х гг.XIX в. Народничество.
46. Деятельность организации «Земля и воля» в 1870-е гг., «Черный передел», «Народная воля».
47. Внутренняя политика Александра III.
48. Восточный вопрос. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.
49. Внешняя политика в 60 – 90-е гг. XIX вв.
50. Социально-экономическое развитие в пореформенной России.
51. Общественно-политическое движение в 80 – 90-х гг.XIX в.
52. Социально-экономическое развитие в России на рубеже XIX – XX вв.
53. Внешняя политика на рубеже XIX – XX вв.
54. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
55. Общественно-политическое движение накануне ПРР.
56. Характеристика этапов ПРР.
57. Манифест 17 октября 1905 г. Характеристика партийной системы. Деятельность I, II, III Государственных Дум.
58. Думская монархия и зарождение конституционализма. Третьеиюньский переворот.
59. Россия в ПМВ.
60. Февральская революция. Формирование системы двоевластия.
61. Альтернативы развития России в феврале – октябре 1917 г.
62. Октябрь 1917 г. Создание советского государства.
63. Гражданская война.
64. Политика «военного коммунизма».
65. Кризис 1921 г. НЭП.
66. Образование СССР. Политическая система в 1920 – 1930-х гг.
67. Художественная культура второй половины XIX в. Товарищество передвижных художественных выставок.
68. Развитие системы образования. Научное знание во второй половине XIX в.
69. «Серебряный век» русской культуры.
70. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война.
71. Великая отечественная война.
72. Советское государство в период "оттепели".
73. CCCР эпхи "развитого социализма".
74. Политика «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в СССР.
75. Внешняя политика советского государства в 1950-е - 1980-е гг.
76. Распад СССР. Образование СНГ.
77. "Шоковая терапия" в российской экономике начала 1990-х гг.
78. Становление новой российской государственности. Причины и последствия политического кризиса сентября-октября 1993 г.
79. Российская Федерация в 2000-е гг.
80. Положения современной России на международной арене.
Практические задания:
1. Расположите следующие события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в хронологической последовательности.
А) Курская битва
Б) Битва за Днепр
В) Смоленское сражение
Г) Московская битва
Ответ: _______________________________
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите подходящие варианты ответов из предложенных. Каждое слово, словосочетание может использовано один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя пропуски. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
«(А) ________» - явление противоречивое. Существовали границы дозволенного, пределы свободы творчества. Особенно это проявилось после подавления антикоммунистического восстания в Венгрии в 1956 году. С одной стороны, именно «(Б)_______» дал разрешение на публикацию повести А.И. Солженицына «(В)__________», направленной против сталинизма. С другой стороны, была развернута кампания против «(Г)__________» , опубликовавшего за рубежом роман «Доктор Живаго». Впоследствии автора исключили из Союза писателей. Он был вынужден отказаться от присужденной ему «(Д)___________» премии.
1) Ельцин ; 2) Эпоха просвещения ; 3) Оттепель ; 4) Эринбург ; 5) Нобелевская ; 6) Хрущев ; 7) Пастернак ; 8) «Один день Ивана Денисовича» ; 9) «Архипелаг ГУЛАГ» ; 10) Солоухин.
Ответ: А__; Б__; В__; Г__; Д __.
3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите подходящие варианты ответов из предложенных. Каждое слово, словосочетание может использовано один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя пропуски. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
««А___» - высший орган в Новгороде, народное собрание, которое решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя. На нем избирались : «Б____» (глава городского управления), «В_________» (глава городского ополчения), «Г___________» (архиепископ; глава церкви). Наличие выборной власти дает право назвать Новгород «Д________» республикой».
1) Боярская дума; 2) Владыка; 3) Рядович; 4) Вече; 5) Посадник; 6) Князь; 7) Монархическая; 8) Тысяцкий; 9) Аристократическая.
Ответ: А__; Б__; В__; Г__; Д __.


4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
1) Смерды; 2) Сокольничьи; 3) Русская правда; 4) Закуп; 5) Устав о холопстве; 6) Тиуны; 7) Челядь.
Ответ: _________________________
5. Соотнесите названия восточнославянских племен с их географическим расположением.
А) Поляне 1) По реке Припять, Центр – Искоростень.
Б) Ильменские Словене 2) Среднее течение Днепра, центр – Киев.
В) Вятичи 3) Вдоль реки Сож.
Г) Древляне 4) Вокруг оз. Ильмень и по реке Волхов, центры – Новгород и Ладога.
Д) Кривичи 5) Верховья Волги, центры – Смоленск, Полоцк.
Е) Северяне 6) По реке Десне, центр – Чернигов.
Ж) Дреговичи 7) Междуречье Оки и Волги, центры – Ростов и Суздаль.
З) Радимичи 8) Жители болот, между реками Припять и Березина.

Ответ: А__; Б__; В__; Г__; Д __; Е__; Ж__; З___.
6. Напишите не менее трех причин поражения России в русско-японской войне.
Ответ:
7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Лето 1601 года выдалось холодным и сырым. Продолжительные дожди помешали созреванию хлебов. Беду довершили ранние морозы. Подобное произошло и в следующем году. В Русском государстве начался страшный голод, продолжавшийся три года. Хлеб подорожал в сто раз. Ели собак, кошек, кору деревьев. Попытки Правителя ограничить рост цен успеха не имели. Землевладельцы и монастыри спекулировали хлебом. Также он приказал открыть для голодающих царские амбары, но на всех хлеба не хватало, тем более, что услышав об этих раздачах со всех концов страны люди потянулись в Москву. Для них были организованы государственные работы. В 1601-1602 гг. частично (не везде) и временно царь восстановил Юрьев День. Было разрешено холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться, так как хозяева не могли их кормить. Но эти меры не изменили ситуацию. Поползли слухи, что на страну наложено наказание за нарушение порядка престолонаследия».
1. Как историки называют период, к которому относятся события, описанные в тексте?
2. О каком царе в тексте идет речь?
3. Каким образом был нарушен порядок престолонаследия?

8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Авторами теории стали работавшие в XVIII веке в Московском Университете немецкие ученые Байер, Миллер и Шлицер. Они, опираясь на данные Нестора, преувеличивали роль скандинавов в становлении государства славян».
1. О какой теории возникновения государства у восточных славян идет речь?
2. Назовите еще две теории возникновения государства у восточных славян.
9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Это был умный, жестокий, последовательный в своей политике правитель. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище самого князя, которое обозначало «кошель для денег, денежный мешок в переводе с тюркского».
1. О каком князе идет речь в тексте?
2. К какому веку относятся события из текста?
3. Назовите хотя бы одно событие, которое происходило в тот же век
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Кириллов История России в 2 ч. Часть 1. До хх века: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Кириллов История России в 2 ч. Часть 2. Хх век — начало XXI века: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Э2 Всемирная история: http://historic.ru/books/
Э3 Всемирная история: http://www.world-history.ru/
Э4 Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
Э5 История государства: http://statehistory.ru/list/
Э6 История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Э7 Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/
Э8 Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Э9 Мировая цифровая библиотека: http://www.wdl.org/ru
Э10 Мир истории: http://gpw.tellur.ru
Э11 Музеи России: http://www.museum.ru/
Э12 Отечественная история: http://www.lants.tellur.ru:8100/history/index.htm
Э13 Поиск электронных книг: http://www.poiskknig.ru/
Э14 Сайт Российской национальной библиотеки: http://www.nlr.ru/
Э15 Утерянная империя: http://lost-empire.ru
Э16 Хронос: http://www.hrono.ru/
Э17 Электронная библиотека учебников и учебных пособий по истории: http://www.histerl.ru/
Э18 Электронный журнал «Родина»: http://istrodina.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.