Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 99 | 99 | 99 | 99 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 17.04.2019 г. № 8а
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | Цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об истории международных отношений и внешней политики России, помочь им понять логику и закономерности процесса становления и развития глобальной системы международных отношений и дать студентам целостное представление о международных отношениях на основе системного подхода. 1.2. Задачи изучения дисциплины 1. Познакомить студентов с классическими документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по истории международных отношений; дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по международным отношениям. 2. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса. Для этого предполагается, в частности, объяснение и закрепление таких понятий как глобальная и периферийные системы международных отношений; системообразующие факторы системы международных отношений; конфронтационность и кооперационность; соотношение понятий; центры силы; стабильность и паритет; глобализация и диверсификация мировых политических процессов. 3. Показать студентам логику формирования и функционирования систем международных отношений, дать общее представление о векторах развития международных отношений. 4. Дать студентам общее представление о знаковых феноменах, событиях и персоналиях истории международных отношений и внешней политики России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОК-10 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать: - движущие силы и основные закономерности исторических процессов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь: -выявлять факторы, взаимосвязи и закономерности в историческом развитии стран и народов, роль насилия и ненасилия в истории. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыки анализа места человека в историческом процессе, политической организации общества западной цивилизации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Всемирная история как учебная дисциплина | ||||||
1.1. | Всемирная история как учебная дисциплина | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Историческая наука и особенности исторического знания: предмет, задачи, различные концепции истории | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Древние цивилизации Ближнего Востока | ||||||
2.1. | Древние цивилизации Ближнего Востока | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Древние цивилизации Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии | ||||||
3.1. | Древние цивилизации Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Древняя Греция в доэллинистический период | ||||||
4.1. | Древняя Греция в доэллинистический период | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Специфика истории стран Древнего Востока (на примере Египта) | ||||||
5.1. | Специфика истории стран Древнего Востока (на примере Египта) | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Эпоха эллинизма | ||||||
6.1. | Эпоха эллинизма | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Древний Рим в царский период и эпоху Республики. особенности древнеримской цивилизации | ||||||
7.1. | Древний Рим в царский период и эпоху Республики. особенности древнеримской цивилизации | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Завоевания Древнего Рима и формирование Римской империи | ||||||
8.1. | Завоевания Древнего Рима и формирование Римской империи | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 9. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древняя Греция) | ||||||
9.1. | Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древняя Греция) | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 10. Великое переселение народов и формирование новых государств на обломках Римской империи | ||||||
10.1. | Великое переселение народов и формирование новых государств на обломках Римской империи | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 11. Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древний Рим) | ||||||
11.1. | Греко-римская цивилизация античной эпохи (Древний Рим) | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 12. Особенности цивилизации западноевропейского Средневековья | ||||||
12.1. | Особенности цивилизации западноевропейского Средневековья | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
12.2. | Актуальные вопросы средневековой истории | Практические | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
12.3. | Средневековая исламская цивилизация | Лекции | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
12.4. | Особенности развития государства Византия | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 13. Культура эпохи Возрождения | ||||||
13.1. | Культура эпохи Возрождения | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 14. Становление европейской цивилизации Нового времени и ее основные черты | ||||||
14.1. | Становление европейской цивилизации Нового времени и ее основные черты | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1 |
14.2. | Эпоха Просвещения | Лекции | 1 | 2 | ОК-2 | Л1.1 |
Раздел 15. Великие потрясения ХХ в. Тоталитарные режимы и пути развития мировой цивилизации на рубеже ХХ—XXI вв. | ||||||
15.1. | Великие потрясения ХХ в. Тоталитарные режимы и пути развития мировой цивилизации на рубеже ХХ—XXI вв. | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОК-10 | Л1.1 |
15.2. | Мировые войны XX века | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОК-10 | Л1.1 |
15.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 1 | 99 | ОК-2, ОК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
15.4. | Экзамен | 1 | 27 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Питулько Г.Н. - Отв. ред. | ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
Л1.2 | Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. | ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2024 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под общ. ред. Кудрявцевой Т.В. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | History Channel | www.historychannel.com | ||
Э2 | The History Net | www.thehistorynet.com | ||
Э3 | Учебная дисциплина «Всемирная история» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Учебная дисциплина «Всемирная история (практические занятия)» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |