МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловая переписка и документооборот в системе международных контактов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.04.05. Международные отношения
ПрофильМеждународное сотрудничество (экономические, политико-правовые и культурные аспекты)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_05_МС-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Ардякова Маргарита Юрьевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Малышева Нина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Деловая переписка и документооборот в системе международных контактов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №785)

составлена на основании учебного плана:
41.04.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с основными закономерностями становления и развития документов и систем документации и способов документирования, особенностями создания документов в системе международных контактов.
Задачи дисциплины – научить студента, используя современную законодательную и нормативно-методическую базу по вопросам документационного обеспечения управления в системе межджународных контактов, составлять и оформлять официальные документы, разбираться в приемах и методике организации документирования, унификации и стандартизации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением знанием и пониманием гражданского смысла будущей профессиональной деятельности
ОПК-10 владением методами делового общения в интернациональной среде, способностью использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран
ОПК-13 способностью на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении
ПК-3 способностью составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий
ПК-28 владением знаниями о теоретических и политических основах правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека
ПК-38 владением знаниями об основах дипломатического протокола и этикета и наличием устойчивых навыков применения их на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– о законодательной и нормативно-методической базе документационного обеспечения управления в системе международных контактов;
– тенденциях развития информационно-документационного обеспечения управления в системе международных контактов.
3.2.Уметь:
3.2.1.– основные проблемы документоведения в системе международных контактов;
– самостоятельно работать с различными источниками информации;
– анализировать ценность документов с целью их хранения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками подготовки управленческих документов в системе международных контактов и ведения деловой переписки;
– навыками упорядочения состава документов и информационных показателей в системе международных контактов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нормативно-методическая база современного делопроизводства в системе международных контактов
1.1. Нормативно-методическая база современного делопроизводства в системе международных контактов Лекции 2 2 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Нормативно-методическая база современного делопроизводства в системе международных контактов Практические 2 2 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Виды дипломатической документации
2.1. Основные виды дипломатической документации Лекции 2 2 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Вербальная и личная ноты как виды деловой переписки Практические 2 4 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Особенности внутриведомственной и межведомственной переписки по международным вопросам Практические 2 2 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Техника написания и оформления международной переписки
3.1. Требования к оформлению дипломатических документов Лекции 2 2
3.2. Составление дипломатических документов Лекции 2 2 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Дипломатическая беседа и техника ее написания и оформления Практические 2 2 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Язык дипломатической документации Практические 2 2
Раздел 4. Заключительные документы переговоров, визитов, международных конференций, встреч на высшем уровне
4.1. Язык заключительных документов и их тематическое содержание Лекции 2 2 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Структура итоговых документов Практические 2 2 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Меморандумы и частные письма как виды дипломатической переписки
5.1. Составление и оформление меморандумов Лекции 2 2 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Правила составления и оформления частных писем в системе международных контактов Практические 2 4 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 35 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 16 ОПК-10, ПК-3, ПК-38 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колышкина Т. Б., Шустина И. В. ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ, ДОКУМЕНТООБОРОТ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Преображенская А. А. Деловая переписка на английском языке: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Колесникова Н.Л. Деловое общение. Business Communication: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российский специализированный информационный портал посвященный автоматизации управления документами. www.document.ru
Э2 Электронные офисные системы. www.eos.ru/eos/eos_law
Э3 Федеральная архивная служба России. www.rusarchives.ru/map.shtml
Э4 Учебная дисциплина "Деловая переписка и документооборот в системе международных контактов" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
doxywizard
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса «Деловая переписка и документооборот в системе международных контактов» студенты знакомятся с практикой ведения документации в международной сфере и развивают навыки деловой коммуникации.
Формы работы делятся на традиционные (лекционные и практические занятия) и интерактивные (презентация, коллективные решения творческих задач).
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно:
– ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
– просмотреть конспект лекций;
– руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
– использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета;
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основанных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.