МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Западное общество на современном этапе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Бетмакаев Алексей Михайлович

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Западное общество на современном этапе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 17.04.2019 г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об основных тенденциях развития современного западного общества на рубеже XX–XXI вв., помочь им понять логику и закономерности процесса становления и развития постиндустриального (информационного) общества и дать студентам широкую картину развития технологических, экономических, политических, идеологических и культурных аспектов процессов глобализации и постмодернизации.
Задачи:
1. Познакомить студентов с документальными источниками и доступными основными научными исследованиями по основным проблемам развития современного западного общества.
2. Дать студентам навыки самостоятельного поиска материалов по основным проблемам развития
3. Сформировать у студентов четкое представление о понятийном аппарате курса.
4. Дать студентам представление о знаковых феноменах, ключевых событиях и персоналиях современного западного общества на рубеже XX–XXI вв.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные документальные источники и научные исследования по основным проблемам развития современного западного общества.
-логику и закономерности процесса становления и развития постиндустриального общества
3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять логику и закономерности процесса становления и развития постиндустриального общества исходя из развития технологических, экономических, политических, идеологических и культурных аспектов процессов глобализации и постмодернизации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного поиска материалов по основным проблемам развития современного западного общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Постмодернизация: основные концепции и оценки
1.1. Постмодернизация: основные концепции и оценки Лекции 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Глобализация и особенности экономического развития стран Запада
2.1. Глобализация и особенности экономического развития стран Запада Лекции 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Информационная революция и ее последствия
3.1. Информационная революция и ее последствия Лекции 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Особенности социальной эволюции в странах Запада
4.1. Особенности социальной эволюции в странах Запада Лекции 8 6 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Реформирование социального государства в странах Запада Практические 8 6 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Власть и общество на Западе в постиндустриальную эпоху Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Культура, религия и повседневная жизнь в эпоху Постмодерна Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Вестернизация и расширение Атлантического мира
5.1. Вестернизация и расширение Атлантического мира Практические 8 4 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 8 36 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пленков О.Ю. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Глобализация. Общество. Личность: Научные монографии ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Европейский Союз europa.eu.int
Э2 МВФ www.imf.org
Э3 НАТО www.nato.int
Э4 ООН www.un.org
Э5 History Channel www.historychannel.com
Э6 The History Net www.thehistorynet.com
Э7 Центр исследований постиндустриального общества postindustrial.net
Э8 Учебная дисциплина «Западное общество на современном этапе» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса студенты знакомятся с ключевыми проблемам истории стран Европы и Америки.
Формы работы делятся на традиционные (лекционные и практические занятия) и интерактивные (эвристическая беседа, презентация, дискуссия, «круглый стол», коллективные решения творческих задач).
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару целесообразно:
– ознакомиться с методическим обеспечением изучаемой дисциплины, включающей тематический план и программу курса;
– просмотреть конспект лекций;
– руководствоваться рекомендованной учебной литературой, которая имеется в фондах университетской библиотеки;
– использовать возможности сайта библиотеки университета и другие информационные ресурсы Интернета;
При изучении учебного материала необходимо, прежде всего, разобраться в основанных понятиях и терминах данной темы, используя для этого словари, учебники и учебные пособия.
Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом. При изучении тем дисциплины рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе учебные пособия, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов.
Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных преподавателем глав или разделов учебных пособий, а затем переходить к ознакомлению с научными монографиями и статьями по теме. Полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Такая практика формирует навыки отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.
Собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов.
Ресурсы сети Интернет являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым темам, написания эссе, рефератов.