МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональные риски в управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_ОиУ-23-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 206
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 206 206 206 206
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кан.соц.наук, доцент, Васильева Е.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональные риски в управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №369)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/Д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать овладению студентами знаний о теоретико-методологических основах управления в сфере социального обслуживания населения, формированию представлений о профессиональных рисках в социальной работе, о многообразии приёмов управления коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; освоению знаний о специфике организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан,

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью к саморазвитию, самореализации, использованию личного творческого потенциала
ОПК-1 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-4 способностью к организационно-управленческой работе в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан, прогнозированию результатов принимаемых организационно-управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и категории, принципы управления в социальном обслуживании; а также предпосылки и условия возникновения профессиональных рисков в процессе социального обслуживания населения;
основные механизмы и стратегии формирования толератного поведения, управления коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
специфику организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан.

3.2.Уметь:
3.2.1.применять в профессиональной деятельности навыки профессиональной рефлексии; анализировать причины и условия возникновения профессиональных рисков в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе;
структурировать выделять основные характеристики толерантного отношения и поведения;
выстраивать прогноз принимаемых организационно-управленческих решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.исследовательскими и организационно-административными навыками, методами анализа существующих видов профессиональных рисков в социальном обслуживании населения;
многообразием приёмов управления коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
полным набором методов и техник организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность социальных рисков, толерантного поведения, специфики организационно упрвленческой деятельности
1.1. Понятие и сущность профессиональных рисков в управлении Понятие и сущность профессиональных рисков в управлении.Способы предупреждения возникновения профессиональных рисков и нивелирования их последствий. Практические 2 2 ОК-3, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основные механизмы и стратегии формирования толератного отнрошения, признаки толерантного поведения Практические 2 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Специфика организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан Практические 2 2 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Понятие и сущность профессиональных рисков в управлении Понятие и сущность профессиональных рисков в управлении Сам. работа 2 70 ОК-3, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Основные механизмы и стратегии формирования толератного поведения, признаки толерантного отношения Сам. работа 2 68 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Набор методов и техник организационно-управленческой работы в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан. прогноз принимаемых организационно-управленческих решений Сам. работа 2 68 ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Подготовка к зачету Зачет 2 4 ОК-3, ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие и сущность профессиональных рисков
Виды профессиональных рисков
Методы анализа существующих видов профессиональных рисков в социальном обслуживании населения
Факторы возникновения профессиональных рисков
Способы предупреждения профессиональных рисков
Основные категории и принципы управления в социальном обслуживании
Методы и техники психосаморегуляции в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
Методы и техники профилактики и коррекции симптомокомплекса выгорания
Методы и техники развития творческого мышления специалиста по социальной работе
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для бакалавров: Дашков и Ко, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114139
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.В. Якушев Социальная защита и социальная работа: М.: А-Приор, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56374
Л2.2 Силин А. Н. Социальный менеджмент. Словарь-справочник. : учебное пособие М.: Университетская книга, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комплексный подход в социальной работе с семьями группы социального риска. Методический сборник риска. www.aksp.ru/metod
Э2 Нормативно-правовая база «Консультант», «Гарант»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.