МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания графического рисунка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ДПИ-23-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 167
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 167 167 167 167
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания графического рисунка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 N 1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 11.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка магистрантов к профессиональной педагогической деятельности в качестве преподавателя профильных художественных дисциплин

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способностью и готовностью формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать российский и зарубежный опыт
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•ценностные основы образования и профессиональной деятельности;
•сущность и структуру образовательных процессов;
•теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;
•закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды;
3.2.Уметь:
3.2.1.•системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;
•использовать методы педагогической диагностики для решения профессиональных задач;
•учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
•проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
•создавать педагогическим целесообразную и психологически безопасную среду;
•использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками организации и проведения занятий по изобразительной деятельности, профессиональным языком предметной области знания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы обучения изобразительному искусству в историческом развитии
1.1. Методы обучения рисованию в Древнем мире (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Методы обучения рисованию в Средние века и эпоху Возрождения. Лекции 2 2 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Подготовить доклады на темы: теоретическое наследие Памфила, Поликлета. Искусство в общеобразовательных учреждениях. Сам. работа 2 22 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Монастырь как центр образования. Программы средневековых школ в воспоминаниях художников (Ченнино Ченнини и др). Художники Возрождения и их вклад в методику преподавания изобразительного искусства Практические 2 10 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Подготовить доклад по темам: И.Г. Песталоцции и его взгляды на проблему обучения изобразительному искусству. Ж.Ж. Руссо, В. Фребель, А. Дистервег и др. – их взгляды на методику преподавания изобразительного искусства. «Геометральный» и «натуральный» методы обучения рисунку. Частные школы рисунка в Западной Европе XVIII-ХX вв. Сам. работа 2 22 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Академическая система художественного образования в Западной Европе в Новое время. Сам. работа 2 18 ПК-12 Л3.1
1.6. Методы преподавания рисования в России. Рисование в России как общеобразовательный предмет к.Х1Х – н.ХХ в. Советский период художественного образования. Практические 2 10 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Подготовить доклады по темам: педагогическая система обучения в Академии художеств в С.-Петербурге.Система обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Частные школы А. Ступина и А. Венецианова. Педагогическая система П.П. Чистякова.Отечественные педагоги-исследователи детского изобразительного творчества (Г. Лабунская, В. Щербаков, Б.Юсов и др.). Сам. работа 2 22 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теоретические основы методики преподавания изобразительного искусства
2.1. Анализ стандартов, программ, учебников и учебных пособий по изобразительному искусству на современном этапе. Практические 2 2 ПК-12 Л3.1, Л2.1
2.2. Провести обзор и анализ ФГТ в связи с преемственностью в художественном образовании, новые цели и задачи предпрофессионального образования. Составить иллюстрированный календарно-тематический план по преподаванию рисунка на 1 год Сам. работа 2 18 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства. Основные формы и методы обучения изобразительному искусству в школе. Содержание занятий, Ввды занятий, их сущность, учебно-воспитательные задачи. Виды учета успеваемости. Критерии оценки учебных работ по изобразительному искусству Лекции 2 2 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Методическая разработка учебной темы. Составление плана-конспекта и технологической карты урока в связи с основными положениями и требованиями ФГОС. Сам. работа 2 19 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Методическое обеспечение занятий по изобразительному искусству. Практические 2 10 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Разработка программы педагогического эксперимента для уроков ИЗО искусства Сам. работа 2 46 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Зачет 2 4 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Экзамен 2 9 ПК-12 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Комплект типов оценочных материалов к дисциплине представлен в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект типов оценочных материалов к дисциплине представлен в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Комплект типов оценочных материалов к дисциплине представлен в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков В.А., Бабыкин.С.В. Требования к содержанию образовательных программ (государственных образовательных стандартов) среднего и высшего профессионального образования в России и за рубежом: учебное пособие: М. : АСМС // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2011, e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: Учебное пособие, - М.: МПГУ , 2011. — 188 с. e.lanbook.com
Э2 Методы обучения рисованию http://videouroki.net, http://iclass.home-edu.ru
Э3 Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: Учебное пособие, - М.: МПГУ , 2011. — 188 с. e.lanbook.com
Э4 Методы обучения рисованию http://videouroki.net, http://iclass.home-edu.ru
Э5 Курс в Moodle Методика преподавания графического рисунка portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

•Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса; специфики учебной деятельности дисциплин художественного цикла; видов творческой деятельности учащихся на занятиях; форм и методов ведения учебной и внеклассной работы; методов и форм активизации творческого процесса на занятиях; форм и методов коррекции и контроля знаний, умений, навыков учащихся, и т.д.
•Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к уроку, а также проведение фрагментов разработанных занятий.
•Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе.
•Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся. В самостоятельную работу входит разработка внеаудиторных занятий учащихся, разработка разнообразных форм проведения внеклассных занятий, приемов и методов, используемых в обучении и воспитании молодежи.
С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки. Расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля. Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.