МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы социологии религиозности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 121
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, А.Н. Домашев

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Т.В. Чуканова

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы социологии религиозности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с актуальными проблемами социологии религиозности, основными способами их концептуализации и решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.возможности применения методологии социологии в обобщении и анализе актуальных проблем социологии религиозности
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать проблемы религиозности с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии и информационных технологий в исследованиях религиозности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Социология религиозности как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Лекции 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Социология религиозности как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Практические 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Социология религиозности как научная дисциплина: объект, предмет и метод социологии религии Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Определение религиозности как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий Лекции 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Определение религиозности как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий Практические 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Определение религиозности как общественного явления. Система теоретических и операциональных понятий Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религиозности Лекции 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религиозности Практические 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Религиозность как феномен культуры. Сущность, структура, организация, функции религии в обществе Лекции 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религиозности Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Религиозность как феномен культуры. Сущность, структура, организация, функции религии в обществе Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.12. Актуальные проблемы социологии религиозности Сам. работа 2 11 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.13. Взаимодействие религии с экономической сферой общества Сам. работа 2 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.14. Религия и политика. Формы свободомыслия в историческом процессе Сам. работа 2 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.15. Религиозность и социальные конфликты Сам. работа 2 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.16. Религиозность и межличностные отношения Сам. работа 2 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.17. Религия и духовная сфера общества Сам. работа 2 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.18. Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии Практические 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.19. Религия в современном российском обществе. Социологические исследования различных проблем религии Сам. работа 2 12 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.20. Экзамен 2 27 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:

1. Социология религиозности и социология религии. Общее и различное. Предмет и метод
2. социологии религиозности
3. Религия как общественное явление. Понятие религиозности.
4. Природа религиозности: сравнительный анализ различных подходов к интерпретации сущности религии.
5. Религия как особая форма идеологии. Значение религиозных факторов в социокультурных процессах, эволюционном и революционном изменении общества.
6. Особенности религиозного сознания: соотношение рационального и эмоционального начал. Роль Бога в религиозной картине мира.
7. Отношения Бога и человека как основа религиозного мировоззрения. Обоснование антропологической концепции в религиозных системах.
8. Религия как символическая форма культуры. Символ как исходный элемент религиозного сознания.
9. Миф как символическая форма культуры. Сакральное ядро культуры и его мифологическая основа: священное слово, священный текст и священный ритуал.
10. Религиозность как социокультурный механизм. Религиозное объединение как субъект социального действия. Типы религиозных объединений и основные направления их деятельности. Статус церкви и критерии отличия секты от церкви.
11. Религиозные традиции и их роль в истории. Соотношение традиционализма и модернизма в деятельности различных конфессий в современном обществе.
12. Свободомыслие как феномен культуры и его связь с политикой.
13. Религия и власть. Соотношение духовной и светской власти как идеологическая и политическая проблема: сравнительный анализ различных традиций.
14. Свобода совести как политическая и правовая проблема: основные этапы и условия ее достижения в России.
15. Законодательные основы взаимоотношений российского государства и религиозных объединений: история и современность.
16. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) и его значение для построения правового государства в России.
17. Религия и мораль. Сакральное основание нравственных ценностей.
18. Религия и наука. Взаимоотношения науки и религии в современном обществе.
19. Религия и искусство. Религиозный культ как оформление эстетического чувства и его сакрализация. Особенности религиозного искусства в различных культурных традициях.
20. Религиозная проблематика в современном искусстве и «массовой культуре».
21. Исторические формы религии как отражение эволюции общественной жизни.
22. Первоначальные формы религиозных верований как выражение архаического сознания. Суеверия в современном обществе.
23. Мировые религии как высшие формы культурно-религиозной идентичности и основания типов цивилизации. Критерии мировой религии.
24. Иудаизм как национальная религия. Критерии национальной религии.
25. Конфуцианство и даосизм как национальные религии Китая.
26. Христианство как мировая религия: происхождение, вероучение и культ.
27. Христианство как идеологическая основа европейской культуры. Библия как культурно-исторический памятник.
28. Единство и многообразие в христианстве как идеологии кризиса и стратегии его разрешения: сравнительный анализ общего и особенного в католицизме, православии и протестантизме.
29. Католицизм как направление христианства: происхождение, вероучение и культ. Организация католической церкви и формы ее деятельности.
30. Православие как направление христианства: происхождение, вероучение и культ. Организация православной церкви и основные направления ее деятельности.
31. Русская Православная Церковь в культуре и общественно-политической жизни России: история и современность. Социальная доктрина Русской Православной Церкви.
32. Протестантизм как направление христианства: происхождение, вероучение и культ. Деятельность протестантских церквей и сект в современном обществе. М. Вебер об экономических и политических основаниях протестантизма.
33. Ислам как мировая религия: происхождение, вероучение и культ. Ислам и политика. «Исламский фактор» в современном обществе.
34. Буддизм как мировая религия: происхождение, вероучение и культ.
35. Икона как феномен русской культуры и нравственно-эстетическая программа ее развития.
36. Религиозные поиски Л.Н. Толстого и их результаты.
37. Ф.М.Достоевский как религиозный мыслитель, выразивший парадоксы национального самосознания.
38. Новые религиозные движения в России как отражение кризиса культуры. Нетрадиционные культы и молодёжь: формы и методы деструктивной пропаганды.
39. Мистицизм и оккультизм в современном обществе как результат разрушения сакрального ядра культуры.
40. Религиозность в современном мире. Формирование навыков межконфессионального диалога и веротерпимости как задача нравственного и правового воспитания в демократическом обществе.
Примерные практические задания
1. Сформулируйте функции религии на основе данного текста:
Религиозное осмысление мира имело своими корнями и недостаточные знания людей об окружающем их мире, и страх перед непонятными явлениями. Но причины появления и живучести религии не только в этом. Существуют глубокие психологические и общественные предпосылки возникновения религии и религиозной деятельности, во многом свидетельствующие об их достоинствах. Так, принадлежность людей к одной религиозной вере, совместное отправление ими религиозных обрядов сближали людей, сплачивали их в одно целое, в один народ, в один этнос. Общая религия и совместная религиозная деятельность были мощным объединяющим фактором, способствовали национальной консолидации. Это сплочение усиливалось в результате превращения той или иной религиозной деятельности в традицию, т. е. устойчивое, постоянное повторение тех или иных действий, направленных на достижение тех или иных целей. А роль традиций в жизни общества очень велика. Церковь проповедует моральные (нравственные) заповеди, прочно укоренившиеся в народном сознании, в том числе и на бытовом уровне, дает образцы жизнедеятельности через описание жизни святых и призывает следовать их примеру, осуждает грехи (дурные поступки) с точки зрения моральных заповедей, т. е. является значительной нравственной силой. Религия и религиозная деятельность играли большую социальнопсихологическую роль: собираясь для проведения религиозных обрядов, люди общались между собой, нередко это общение сопровождалось совместной трапезой, священники выслушивали рассказ человека о допущенных им грехах (исповедь), отпускали эти грехи, т. е. от имени Бога прощали людей, накладывали на них покаяние за сделанное, облегчали их психологическое состояние.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера; 2) догматы; 3) заповеди; 4) религия; 5) обряды; 6) паства; 7) храмы.
3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. (А) Самой ранней из мировых религий является буддизм. (Б) Она возникла в древней Индии в V веке до н.э. (В) Буддизм - религия, которая не основывается на идее теоцентризма и признания существования Бога-творца. (Г) Это религия всеобщности связи между предметами, явлениями мира, религия причины и следствия. (Д) Скорее всего, буддизм можно рассмотреть не столько как религию, сколько как религиозно-философскую систему. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических суждений.
4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в _________________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ____________ (Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, _____________________(В), _____________________ (Г). Все религии можно также объединить в две большие группы ____________________(Д), т. е. признающие существование единого Бога и ______________________ (Е), признающие множество богов». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. 1) монотеизм 2) политеизм 3) древность 4) ислам 5) культ 6) буддизм 7) индуизм 8) суеверие 9) конфуцианство
5. Приведите не менее 3 критериев религиозности, которые могут войти в инструментарий социологического исследования религиозности
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сторчак, В. М. Социология религии: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сторчак В.М., Элбакян Е.С. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ : Учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.