МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общий психологический практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 20 16 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 144 144
Сам. работа 36 36 36 36 36 36 36 36 144 144
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 288 288

Программу составил(и):
преп Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доц Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Общий психологический практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандитат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой кандитат психологических наук, доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель обучения по дисциплине «Общий психологический практикум» -
приобретение знаний об основных методах, используемых в научной и практической
работе психолога, и умений их адекватно применять; приобретение навыков анализа
данных и составления на их основе отчетов в соответствии с общепринятыми в
психологии
требованиями
для
научных
исследований,
для
диагностического
обследования и при оказании воздействия на человек.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
ПК-17 способностью осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы, правила, приемы прогнозирования, изменения, комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий;особенности организации психологической службы.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий; использовать технологии и методы, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в профессиональной сфере; методиками профотбора, диагностики социально-психологического климата, мотивации, целеполагания, ценностных ориентаций, владения методиками активного социально-психологического обучения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теоретико-методологические основания использования методов в психологическом исследовании.
1.1. Метод наблюдения при анализе невербальной коммуникации Практические 1 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Общая система методов исследования в психологии. Практические 1 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Общая система методов исследования в психологии. Сам. работа 1 20 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.4. Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная Практические 1 4 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.5. Опрос. Виды опросов. Анкетирование Практические 1 4 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Биографический метод в психологическом исследовании Практические 1 4 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.7. Параметрические и непараметрические математико-статистические методы психологического исследования Практические 1 4 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.8. Вербально-коммуникативные методы в психологическом исследовании Сам. работа 1 16 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.9. Понятие описательных статистик в психологическом исследовании Практические 1 4 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.10. Критерии сравнения средних в психологических исследованиях Практические 1 4 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. 2. Общие методы диагностики сознания
2.1. Теоретико-методологические основания изучения и диагностики сознания и самосознания Практические 2 4 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. методы исследования самосознания Практические 2 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. методы исследования самооценки личности Практические 2 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Методы и методики исследования сознания, самосознания Сам. работа 2 16 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Методы исследования направленности личности Практические 2 4 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Методы и методики для изучение идентичности и направленности личности Сам. работа 2 10 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.7. методы исследования мотивации личности Практические 2 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.8. методы исследования ценностей личности Практические 2 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.9. Методы и методики на изучение смысложызненных ориентаций, личностных ценностей Сам. работа 2 10 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.10. методы исследования уровня притязаний личности Практические 2 4 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Индивидуальность личности. Психические состояния личности
3.1. Методы и методики исследования темперамента личности Практические 3 8 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Сам. работа 3 10 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Методы и методики исследования характера личности Практические 3 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Методы и методики исследования тревожности, фрустрации, агрессии Сам. работа 3 10 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.5. Методы и методики исследования способностей личности Практические 3 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.6. Методика изучения умственных способностей Сам. работа 3 10 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.7. Методы и методики исследования психических состояний личности Практические 3 10 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.8. Методика изучения экстраверсии, интроверсии и нейротизма Практические 3 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.9. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей Сам. работа 3 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Диагностика психических процессов
4.1. Психические процессы: ощущение и восприятие Практические 4 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.2. Методы и методики исследования ощущения и восприятия Сам. работа 4 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.3. Психические процессы: воображение Практические 4 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.4. Методы и методики исследования внимания Сам. работа 4 10 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.5. Психические процессы: внимание Практические 4 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.6. Методы и методики исследования воображения Сам. работа 4 10 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.7. Психические процессы: память Практические 4 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.8. Методы и методики исследования памяти и мышления Сам. работа 4 10 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.9. Психические процессы: мышление Практические 4 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.10. Психические процессы: воображение Практические 4 6 ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Назаров А. И. Экспериментальная психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. рубцова В.В. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.3 Масленникова Т. В., Колупаева Н. И. Психолого-педагогический практикум по общей и специальной дошкольной педагогике: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
В процессе выполнения практических заданий, которые предполагают подготовку ответа на вопрос проблемного характера, мотивирующего студента к размышлению по поводу определенной проблемы или содержат требование прокомментировать высказывание того или иного мыслителя, следует придерживаться следующего алгоритма работы:
1. Необходимо определить ключевую проблему, содержащуюся в вопросе, и сформулировать ее суть;
2. Раскрыть свое понимание (интерпретацию высказанной идеи;
3. Обосновать и аргументировать собственную точку зрения по данному вопросу.
Критерии оценивания выполненного задания:
• соответствие содержания ответа поставленному вопросу;
• использование основной и дополнительной литературы в процессе выполнения задания;
• творческая, исследовательская переработка теоретического материала;
• глубина и точность ответа на поставленный вопрос;
• ясность изложения и аргументация ответа;
• оперирование в ответе формулировками, понятиями, определениями.
Выполнение подобных дидактических задач, содержащих определенную проблемную ситуацию, требующую непосредственного разрешения, активизирует процесс мышления, побуждая к аналитической деятельности, к мобилизации знаний, умения размышлять. Вхождение в процесс поиска решения придает вновь приобретаемому знанию личностный смысл и значение, способствует переводу из мировоззренческого плана восприятия в сферу формирования внутренних убеждений и активизации принципа деятельностного отношения к действительности.
Методические указания студентам для подготовки к выполнению письменных работ
Выполнение практического задания в виде письменной работы предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Это весьма распространенная форма работа, направленная на выполнение определенной учебной задачи не всегда правильно понимается и выполняется студентами, что весьма снижает ее познавательную и образовательную эффективность.
Следует иметь в виду, что письменная работа – один из видов научно-исследовательской работы в вузе, в котором должно найти отражение следующее:
• уровень изученности темы
• навыки работы с литературными источниками;
• умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему;
• формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы.
Основная задача при написании письменной работы – наиболее полно раскрыть выбранную тему. Алгоритм выполнения задания:
1. Найдите и изучите соответствующую литературу по данной теме. Составьте список литературы по теме и проведите изначальный обзор и критический анализ литературных источников.
2. Подготовьте план-конспект последовательного логичного изложения содержания выбранной Вами темы, на основе которого следует составить план письменной работы.
Письменная работа обязательно должна иметь следующие структурные единицы:
• Титульный лист;
• План;
• Введение;
• Основное содержание работы;
• Заключение (подводятся итоги осмысления проблемы);
• Список использованной литературы (не менее 10 наименований источников, оформленный в соответствие с установленными требованиями).
Общие требования к письменной работе, выступающие основанием для определения критериев оценивания выполненной работы:
• информационная полнота, точность и объективность изложения содержания первоисточников и литературы, в которых освещаются ключевые вопросы темы;
• соответствие излагаемого содержания теме и проблематике письменной работы;
• умение выделять главное в исходных текстах, способность выражать смысл с помощью точных речевых формул, осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли; использовать языковые клише, характерные для научного стиля, полнота, доступность и ясность изложения структурных компонентов тематического содержания письменной работы;
• степень самостоятельности студента при выполнении задания;
• достаточное и необходимое использование литературы и источников;
• выполнение требований к оформлению письменной работы;
• умение связать теоретические положения с различными аспектами социальной, профессиональной, повседневной жизнедеятельности.

Методические указания студентам для подготовки к зачету.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом контрольных вопросов, разработанных преподавателем кафедры. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.