МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы копирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 383
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 8 20 20 36 28
Сам. работа 160 168 223 223 383 391
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 180 180 252 252 432 432

Программу составил(и):
к.иск., доц., Киселева Н.Е.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы копирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- студенты должны получить опыт осмысления творческого метода определенного автора или школы;
- владение практическими навыками техники живописи и технологией использования живописных материалов путем копирования произведений искусства;
- практическое изучение «трехслойного» метода живописи как основы техники станковой живописи;
- научиться применять навыки, полученные при копировании, в работе над своими живописными полотнами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Определять стили и школу произведения;
Делать необходимый выбор материала для проведения реставрационного процесса;
Применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, ориентироваться в многообразном мире копийных материалов
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь использовать в практической работе теоретические знания по изготовлению копий;
уметь лепить форму цветом, передавать материальность предметов, брать цветовые отношения в сравнении.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками работы над копией с репродукции произведений известных художников;
техникой акварельной, гуашевой живописи, передачей пространства, воздушной перспективой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы копийной техники
1.1. Основы организации копийной практики Практические 4 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Наиболее распространённые краски и смеси, используемые в различных способах живописи. Общие сведения о красках. Сам. работа 4 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Техника живописи
2.1. Технологические особенности живописи Сам. работа 4 44 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Материалы живописи: краски и смеси, общие сведения о красках; масла, лаки, эссенции. Возможности инструментов. Кисти. Палитра. Дополнительные материалы Сам. работа 4 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Техника акварельной живописи Сам. работа 4 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Материалы живописи Сам. работа 4 24 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Техника живописи гуашью, темперой Практические 4 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Современые живописные материалы и их особенности Сам. работа 4 36 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Основные стадии и методика выполнения копии с репродуктивного материала
3.1. Основные принципы и стадии работы над копией с репродукции произведений известных художников Сам. работа 4 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Технологические особенности живописи мастеров передвижников Сам. работа 4 20 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Метод и система обучения изготовления копий Практические 4 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Копия как педагогический метод в эпоху кластцизма Сам. работа 4 22 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Основные стадии работы над копией в масштабе Практические 4 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Копия как метод обучения в современной системе образования Сам. работа 4 14 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.7. Зачет 4 4 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Техника копирования произведений графики
4.1. Графические средства выразиельноти, штрих, пятно, линия. Практические 5 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Копии графического произведения искусства Сам. работа 5 50 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Техники и технологии графических произведений икуства Практические 5 6 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Технлогические особенности копирования иллюстрации Практические 5 4 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.5. Выполнение копий иллюстрации Сам. работа 5 49 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Копия-реконструкция в научной и практической деятельности
5.1. Методологические основы копии-реконструкции Практические 5 2 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Реализация копии-реконструкции в реставрации Сам. работа 5 58 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.3. Технико-технологические основы копии-реконструкции Практические 5 6 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.4. Научный поиск и выполнение копии-реконструкции Сам. работа 5 66 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.5. Экзамен 5 9 ПК-8 Л3.2, Л2.3, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федоренко В.Е. Некоторые закономерности масляной живописи: учебное пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Бесчастнов, Н.П. Графика натюрморта: учебник М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234838
Л1.3 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
Л1.4 Шиков М.Г., Дубовская Л.Ю. Основы композиции и техническая акварель : учебное пособие Высшая школа // ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна Введение в историю искусств: Учебное пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Казарин С. Н. Академический рисунок: практикум Кемеровский государственный институт культуры, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472647
Л2.3 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шамагин Л.М. Масляная живопись (сведения о материалах и технике): Учебная литература для ВУЗов Государственное учебно-педагогическое издательство // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 1963 biblioclub.ru
Л3.2 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы копирования произведений искусства portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении