МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История правовых учений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
История правовых учений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать системное представление о развитии мировой политической мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера;
совершенствовать навыки самостоятельного анализа социально-политических проблем в практике профессиональной деятельности, в гражданской жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.научные методы, позволяющие самостоятельного формулировать цели и ставить конкретные задачи в научных исследованиях в области изучения истории правовых учений, а также новейшие исследовательские методы, используемые российскими и зарубежными учеными в области истории правовых учений с применением современной аппаратуры, оборудования и информационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.профессионально формулировать цели и ставить конкретные задачи научных исследований, связанные с изучением истории правовых учений, а также применять новейшие исследовательские методы, используемые российскими и зарубежными учеными в области изучения истории правовых учений на современной аппаратуре и оборудовании и информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками профессионального формулирования целей и постановки конкретных задач научных исследований в области истории правовых учений, а также применения современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта на базе современной аппаратуры, оборудований и информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и метод истории правовых учений
1.1. Предмет и метод истории правовых учений. Лекции 5 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.2. Предмет и метод истории правовых учений. Сам. работа 5 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Правовые учения в обществах Древнего мира
2.1. Правовые учения в обществах Древнего мира. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
2.2. Правовые учения в обществах Древнего мира. Практические 5 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
2.3. Правовые учения в обществах Древнего мира. Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Средневековая правовая мысль. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI – XIII вв.)
3.1. Средневековая правовая мысль. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI – XIII вв.). Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Правовые учения в России (конец XV-XVIII вв.)
4.1. Политико-правовые учения в России (конец XV-XVIII вв.). Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Правовые учения в Западной Европе эпохи Возрождения и Реформации: общая характеристика
5.1. Правовые учения в Западной Европе эпохи Возрождения и Реформации: общая характеристика. Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 6. Правовые учения в странах Европы в XIX веке. Развитие правовой мысли в России в XIX веке
6.1. Правовые учения в странах Европы в XIX веке. Развитие правовой мысли в России в XIX веке. Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 7. Правовые учения в XX в. Правовые учения в России в первой половине XX века. Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья
7.1. Правовые учения в XX в. Правовые учения в России в первой половине XX века. Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья. Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
7.2. Написание реферата или эссе на выбор. Сам. работа 5 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
7.3. Зачет 5 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Предмет истории правовых учений.
2. Понятие и структура правового учения.
3. Зарождение политико-правовой мысли. Разрушение мифологических представлений об устройстве общества в период разложения родового строя.
4. Правовые учения древнейших государств мира (Древний Египет, Древний Вавилон).
5. Правовые учения Древней Индии.
6. Правовые учения Древнего Китая.
7. Учение софистов и Сократа о праве и государстве.
8. Учение Платона о государстве и законах.
9. Правовое учение Аристотеля.
10. Правовые воззрения Цицерона.
11. Учение Августина Аврелия о двух градах.
12. Учение Фомы Аквинского о законах и государстве.
13. Правовые идеи в идеологии средневековых ересей.
14. Учение Марсилия Падуанского о законах и государстве.
15. Правовая концепция ислама в странах Арабского Востока.
16. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве.
17. Правовые взгляды митрополита Иллариона. «Слово о Законе и Благодати».
18. Правовая концепция «Повести временных лет».
19. Правовые идеи Владимира Мономаха.
20. Образ монарха в «Молении Даниила Заточника».
21. Правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).
22. Правовое учение Н. Макиавелли.
23. Социальные и политико-правовые идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.
24. Основные направления политико-правовой идеологии в период становления и развития Московского царства.
25. Учение о верховной власти в теории Филофея «Москва – третий Рим».
26. Правовая программа И. Пересветова.
27. Правовые взгляды Ивана Грозного и Андрея Курбского.
28. Правовые программы иосифлян и нестяжателей.
29. Ф. Прокопович и В.Н. Татищев о государстве и праве.
30. Особенности политико-правового учения И.Т. Посошкова.
31. Проблемы государства и права в произведениях М.М. Щербатова.
32. С.Е. Десницкий об этапах развития общества и государства.
33. Революционно-демократическое учение А.Н. Радищева.
34. Теории естественного права и договорного происхождения государства Г. Гроция.
35. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы о государстве.
36. Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии.
37. Т. Гоббс о праве и государстве.
38. Правовые концепции С. Полоцкого и Ю. Крижанича.
39. Учения о государстве Ф. Прокоповича и В. Татищева.
40. Естественно-правовые теории Пуфендорфа и Томазия.
41. Учения Ш. Монтескье и Вольтера о законах и государстве.
42. Правовое учение Ж.Ж. Руссо.
43. Правовые взгляды французских материалистов (Дидро, Гольбах, Гельвеций) и социалистов (Морелли, Мелье).
44. Идеология просвещенного абсолютизма. Екатерина Великая.
45. Основные правовые положения буржуазного либерализма в учении С. Десницкого.
46. Идеология феодальной аристократии. М.М. Щербатов о государстве.
Практические задания
1. Перед Вами отрывок из труда Платона «Государство». Прочтите и ответьте на следующие вопросы: В чем, по мнению философа, состоит опасность безграничной свободы в демократическом обществе? Почему наибольших почётов и ценностей получают люди, лишь обнаружив своё расположение толпе?
«В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому способен, не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если тебе это придет в голову» (Платон, «Государство»)
Ответ:____________________________________________________
2. Перед Вами отрывок из работы Ш. Монтескье «О духе законов». Прочтите и ответьте на следующие вопросы: Какую модель суда автор считает идеальной? Каким способом можно это сделать?
«Судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанном законом способу привлекается из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости. Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей не будет ни с известным положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать, невидимой и как бы несуществующей. Люди не имеют постоянно перед глазами судей и страшатся уже не судьи, а суда».
Ответ:____________________________________________________
3. Перед Вами отрывок из работы Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре». Проанализируйте данное ниже высказывание и ответьте на следующий вопрос: Почему французский учёный считал неравенство главным бедствием человечества?
«Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя. Это предполагает со стороны знатных людей умеренность в пользовании имуществом, а со стороны маленьких – умеренность в своей жадности и зависти» Ответ:____________________________________________________
4. По мнению И. Канта «в каждом государстве существует три власти, т.е. всеобщим образом объединенная воля в трех лицах…». Какие виды власти имеет в виду немецкий философ? Как должна осуществляться координация этих властей?
Ответ:____________________________________________________
5. Составьте краткий план на тему «Основные положения теории разделения властей».
Ответ:____________________________________________________
6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберете из предлагаемого после текста списка слова (словосочетания), которые необходимо, на Ваш взгляд, вставить на место пропусков, обратите внимание, что предложенных слов (словосочетаний) больше, чем пропусков.
«Законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реально равенство_________(А) перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениям, при которых свобода ________(Б) становиться равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия – главная задача закона в __________(В).
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и ___________(Г) законодательной, исполнительной, судебной властей.
Важнейшей чертой законности является её __________(Д).
Требование соблюдать ____________(Е) относится ко всем кто находится в пределах действия права».
Список терминов:
1. Гармоничное взаимодействие;
2. Правовое государство;
3. Частная хозяйственная инициатива;
4. Независимость;
5. Юридические нормы;
6. Нормы;
7. Всеобщность;
8. Социальное государство;
9. Граждане;
10. Правовая доктрина;
11. Д. Локк;
12. Рыночная экономика

А Б В Г Д Е

7. Вам поручено сделать презентацию из 4 слайдов по теме «Марксистское понимание права» Что из перечисленного ниже, на Ваш взгляд, необходимо включить в презентацию и почему?
1) Правовое государство
2) Классовый подход
3) Руководство коммунистической партии
4) Многопартийность
5) Диктатура пролетариата
6) Террор как форма социальной защиты от классовых врагов
7) Главная обязанность государства – защита индивидуальной свободы личности.
Ответ:____________________________________________________
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л1.2 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
Л1.3 Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/9775C538-54FE-48E4-B4D7-9C5DCD2A4069
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко, В. К. Цечоев История политических и правовых учений: Учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/54B38AEB-8CFC-4238-9BCE-7636ECFE9C46
Л2.2 В. К. Бабаев [и др.] Теория государства и права: Учебник юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1C77DE4F-D2B4-43C1-A235-68AAAB01B57E
Л2.3 В. В. Лазарев, С. В. Липень Теория государства и права: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/421CC193-568E-46C9-A4E1-C5EB140E50DE
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «История правовых учений» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.