МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История правовых учений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
История правовых учений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать системное представление о развитии мировой политической мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера;
совершенствовать навыки самостоятельного анализа социально-политических проблем в практике профессиональной деятельности, в гражданской жизни.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.научные методы компетентного использования полученных знаний и навыков по социологической теории и истории правовых учений для проведения анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, разработки стратегии действий
3.2.Уметь:
3.2.1.компетентно использовать полученные знания и навыки по социологической теории и истории правовых учений для проведения анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, разработки стратегии действий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками компетентного использования полученных знаний по социологической теории и истории правовых учений для проведения анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, разработки стратегии действий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и метод истории правовых учений
1.1. Предмет и метод истории правовых учений. Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет и метод истории правовых учений. Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Предмет и метод истории правовых учений. Сам. работа 2 14 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Правовые учения в Античности
2.1. Правовые учения в Античности Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Правовые учения в Античности Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Правовые учения в Античности Сам. работа 2 14 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Правовая мысль в эпоху Возрождения
3.1. Правовая мысль в эпоху Возрождения Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Правовая мысль в эпоху Возрождения Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Правовая мысль в эпоху Возрождения Сам. работа 2 14 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве
4.1. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве Сам. работа 2 16 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве
5.1. Правовые учения в российском раннефеодальном государстве Сам. работа 2 16 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья
6.1. Правовые взгляды мыслителей Русского Зарубежья Сам. работа 2 16 УК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Предмет истории правовых учений.
2. Понятие и структура правового учения.
3. Учение софистов и Сократа о праве и государстве.
4. Учение Платона о государстве и законах.
5. Правовое учение Аристотеля.
6. Правовые воззрения Цицерона.
7. Учение Августина Аврелия о двух градах.
8. Учение Фомы Аквинского о законах и государстве.
9. Правовые идеи в идеологии средневековых ересей.
10. Учение Марсилия Падуанского о законах и государстве.
11. Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве.
12. Правовые взгляды митрополита Иллариона. «Слово о Законе и Благодати».
13. Правовая концепция «Повести временных лет».
14. Правовые идеи Владимира Мономаха.
15. Правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).
16. Правовое учение Н. Макиавелли.
17. Социальные и политико-правовые идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.
18. Учение о верховной власти в теории Филофея «Москва – третий Рим».
19. Правовая программа И. Пересветова.
20. Правовые взгляды Ивана Грозного и Андрея Курбского.
21. Правовые программы иосифлян и нестяжателей.
22. Прокопович и В.Н. Татищев о государстве и праве.
23. Особенности политико-правового учения И.Т. Посошкова.
24. Проблемы государства и права в произведениях М.М. Щербатова.
25. С.Е. Десницкий об этапах развития общества и государства.
26. Революционно-демократическое учение А.Н. Радищева.
27. Теории естественного права и договорного происхождения государства Г. Гроция.
28. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы о государстве.
29. Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии.
30. Т. Гоббс о праве и государстве.
31. Учения о государстве Ф. Прокоповича и В. Татищева.
32. Учения Ш. Монтескье и Вольтера о законах и государстве.
33. Правовое учение Ж.Ж. Руссо.
34. Правовые взгляды французских материалистов (Дидро, Гольбах, Гельвеций).
35. Идеология просвещенного абсолютизма. Екатерина Великая.
36. Основные правовые положения буржуазного либерализма в учении С. Десницкого.
37. Идеология феодальной аристократии. М.М. Щербатов о государстве.
38. Правовые взгляды Л.И. Петражицкого.
39. Правовые взгляды идеологов Белой русской эмиграции.
40. Правовые взгляды французских социалистов (Морелли, Мелье).
Практические задания
1. Раскройте смысл трех основных правил государя изложенных в работе Н. Макиавелли «Государь»:
«Первое правило государя: старайтесь лично присутствовать в новых владениях.
Второе правило государя: Всегда принимайте меры по устранению потенциальных конкурентов.
Третье правило государя: Будьте внимательны к будущим угрозам».
Ответ:____________________________________________________

2. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия - … до тех пор государствам не избавится от зол…» (Платон, «Государство»). Как обосновал Платон идею о том, что править в государстве должны философы? В чем он видел преимущества такого правления?
Ответ:____________________________________________________

3. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли сдерживать друг друга» («О духе законов») В чем Ш. Монтескье видел опасность соединения законодательной и исполнительной, законодательной и судебной власти?
Ответ:____________________________________________________

4. «Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить «Это моё!» и нашел людей достаточно простодушными, чтобы тому поверить был подлинным основателем гражданского общества» («Об общественном договоре») Каковы, по мнению Ж.-Ж. Руссо, были причины формирования государства?
Ответ:____________________________________________________

5. И. Кант давал следующее определение государству «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам» Что Кант понимал под формой государства? Какие факторы формируют ту или иную модель государства?
Ответ:____________________________________________________

6. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправиться» («Лунь юй») Проанализируйте высказывание Конфуция. Раскройте содержание его учения о ритуалах и добродетелях. Укажите прекрасные и отвратительные качества, выделяемые Конфуцием.
Ответ:____________________________________________________

7. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства…» (Платон, «Государство»). Что, по мнению Платона, являлось причинами складывания государства? Какие человеческие потребности влияют на формирование государства?
Ответ:____________________________________________________

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
Л2.2 В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко, В. К. Цечоев История политических и правовых учений: Учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/54B38AEB-8CFC-4238-9BCE-7636ECFE9C46
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "История правовых учений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.