МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая теория права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая теория права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление магистрантами знаний об общих закономерностях возникновения и функционирования права, его сущностных свойствах и понятийно-категориальном выражении этих свойств, спектре проблем современной теории права и предлагаемых в правовой науке вариантах их разрешения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы исследований в области социологии права и теории права, позволяющие самостоятельно проводить анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации в рамках социологии права, позволяющие самостоятельно проводить анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками действий для эффективного взаимодействия с аудиторией по актуальным правовым вопросам, позволяющие самостоятельно проводить анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, методы общей теории права. Происхождение права.
1.1. Сущность права. Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Сущность права. Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Сущность права. Сам. работа 2 20 УК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Система права Лекции 2 2 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Система права Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Система права Сам. работа 2 22 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Правоотношение Лекции 2 4 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Правоотношение Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Правоотношение Сам. работа 2 22 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Реализация права. Толкование норм права. Практические 2 2 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Реализация права. Толкование норм права. Сам. работа 2 24 УК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Понятие и предмет общей теории права. Общая теория права в системе общественных наук и юридических наук.
2. Методология и функции общей теории права.
3. Причины и пути возникновения государства.
4. Понятие, признаки государства. Государство как социальный институт.
5. Анализ различных теорий происхождения государства и права.
6. Социальные нормы первобытного общества. Регулятивная роль мифов, обрядов и ритуалов.
7. Причины возникновения права, его характеристики.
8. Сущность и функции государства. Типология государства
9. Право и государство: соотношение понятий и взаимосвязь.
10. Понятие формы государства. Форма правления.
11. Форма государственного устройства.
12. Политический режим.
13. Механизм государства.
14. Государственный аппарат, признаки и виды органов государства.
15. Содержание понятия «правовое государство», его признаки. Социальное, правовое государство в России.
16. Гражданское общество: понятие, элементы, соотношение с государством.
17. Понятие, сущность, признаки права.
18. Право и закон: соотношение понятий.
19. Нравственная теория права.
20. Нормативистская теория права.
21. Социологическая теория права.
22. Поиски нового правопонимания: интегративный подход.
23. Принципы и функции права.
24. Исторические типы права.
25. Социальное регулирование в обществе: понятие, способы, система.
26. Понятие социальной нормы. Право в системе нормативного регулирования.
27. Система социальных регуляторов: нормативные и ненормативные.
28. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.
29. Понятие нормы права. Классификация норм права.
30. Юридическая структура правовой нормы.
31. Соотношение нормы и статьи нормативно-правового акта.
32. Понятие источников (форм) права. Источники права в России.
33. Нормативно-правовые акты как источник права. Виды нормативно-правовых актов.
34. Закон как нормативно-правовой акт. Виды законов. Обратная сила закона.
35. Подзаконные нормативно-правовые акты, их виды и иерархия.
36. Правовые акты главы государства.
37. Действие нормативно-правовых актов: предметное, во времени, пространстве, по кругу лиц.
38. Систематизация нормативно-правовых актов, ее основные виды.
39. Понятие правотворчества, его принципы и стадии.
40. Юридическая техника: понятие, структура, виды.
41. Понятие системы права. Элементы системы права.
42. Основания построения системы права. Отрасли права.
43. Соотношение системы права и системы законодательства.
44. Понятие толкования норм права. Толкование по субъектам.
45. Толкования норм права по способу уяснения и по объёму.
46. Понятие и структура правоотношения. Содержание правоотношения.
47. Объективное и субъективное право
48. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
49. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений..
50. Юридические факты: понятие, виды.
51. Объекты правоотношений.
52. Понятие реализации права. Основные формы реализации права.
53. Применение права. Основные стадии процесса применения норм права.
54. Основные требования, предъявляемые к применению права. Акты применения права.
55. Пробелы в праве и способы их преодоления в процессе правоприменения.
56. Механизм правового регулирования: элементы, стадии, эффективность.
57. Понятие и структура правового сознания. Деформации правового сознания и пути их преодоления.
58. Правовая культура: понятие, структура, виды, пути совершенствования
59. Правомерное поведение: понятие, виды.
60. Правонарушение: понятие, признаки, виды, причины.
61. Юридический состав правонарушения.
62. Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды.
63. Законность: понятие, принципы, гарантии.
64. Правопорядок. Взаимосвязь законности и правопорядка.
65. Типология основных правовых систем.
66. Правовой статус личности, её права и свободы. Гарантии прав и свобод личности.
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте план предполагаемого научного отчета по социологическому исследованию одной из актуальных проблем развития права в современных условиях.
2. Назовите не менее двух требований, которым должны соответствовать результаты исследовательской работы в области теории права с учетом особенностей потенциальной аудитории.
3. Назовите любой вид научно-технической документации в области теории права и требования к профессиональному составлению и оформлению данного вида.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л1.2 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. К. Бабаев [и др.] Теория государства и права: Учебник юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1C77DE4F-D2B4-43C1-A235-68AAAB01B57E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://constitution.garant.ru/
Э2 2. http://www.ksrf.ru/Pages/default.aspx
Э3 3. http://www.lexed.ru/
Э4 4. Справочная правовая система «Гарант»
Э5 5. Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Э6 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э7 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э8 http://www.biblioclub.ru
Э9 http://e.lanbook.com
Э10 Курс в moodle "Общая теория права" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация..
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.