МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы демократического государства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Домашев Анатолий Николаевич

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Основы демократического государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Попов Е.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Попов Е.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о правовой природе, сущности, принципах, признаках функциях и проблемах построения современного демократического государства;
научить методам самостоятельного анализа демократических основ государства;
научить оценивать демократические институты в условиях современной России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории, понятия, признаки и функции демократического государства, способствующие умению самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий


3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные теории, понятия, признаки и функции демократического государства, способствующие умению самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа основных теорий, понятий, признаков и функций демократического государства, которые способствуют умению самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и сущность демократического государства
1.1. Понятие и сущность демократического государства. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и сущность демократического государства. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятия и основные признаки демократического режима. Сам. работа 1 26 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Место государства в политической системе общества.
2.1. Место государства в политической системе общества. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Место государства в политической системе общества. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Место государства в политической системе общества. Сам. работа 1 26 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Правосознание и правовая культура.
3.1. Правосознание и правовая культура. Сам. работа 1 26 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Правомерное поведение как основа демократического государства.
4.1. Правомерное поведение как основа демократического государства. Сам. работа 1 26 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Демократическое государство в современной России.
5.1. Демократическое государство в современной России. Сам. работа 1 28 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Понятие политического режима.
2. Основные политические типы современности: общий обзор.
3. Авторитаризм как политический режим.
4. Тоталитаризм как политический режим.
5. Основные теории демократии: общий обзор.
6. Предпосылки формирования демократического режима.
7. Достоинства демократического режима.
8. Недостатки демократического режима.
9. Развитое гражданское общество как основа формирования современного демократического государства.
10. Многопартийность как один из основных элементов формирования современного демократического государства.
11. Идеологический плюрализм как один из основных элементов формирования современного демократического государства.
12. Основные признаки демократического режима.
13. Демократия как основа деятельности государства.
14. Общество и государство: понятие и их соотношение.
15. Политическая система общества, понятие, структура, виды.
16. Государство - основной структурный элемент политической системы общества.
17. Государство и общественные организации.
18. Государство и религия: соотношение и взаимодействие.
19. Правосознание: понятие и признаки.
20. Виды и уровни правосознания.
21. Функции правосознания.
22. Правовая культура: понятие и признаки.
23. Современное состояние правосознания и правовой культуры российского общества.
24. Понятие правомерного поведения.
25. Виды правомерного поведения.
26. Понятие и состав правонарушения.
27. Основные виды правонарушений и их совершения в современных условиях.
28. Конституционный строй современной России.
29. Признаки демократического государства.
30. Условия и перспективы развития демократического государства.
Практические задания
1. Прочитайте приведенную ниже преамбулу Конституции РФ, в которой пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) Отечество; 2) политика; 3) демократическая основа; 4) ответственность; 5) культ личности; 6) свободы; 7) население; 8) самоопределение народов; 9) многонациональный народ.
«Мы, _____(А) Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и _____(Б) человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и _____(В), чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к _____(Г), веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее _____(Д), стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из _____(Е) за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

2. Дайте определение понятию «правомерное поведение», а также приведите примеры активного и пассивного правомерного поведения.

3. Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на вопрос:
«На территории Греции располагались города-государства, самым известным из которых были Афины. В 507 г. до н.э. здесь существовала система «народных правительств», характерной особенностью которой являлось назначение граждан для исполнения общественных обязанностей по жребию. Несколько главных должностных лиц избирались собранием, в работе которого должны были участвовать все граждане».
Какая форма политической организации и устройства общества существовала в Древней Греции?

4. Права и свободы человека и гражданина, гарантируемые Конституцией РФ можно разбить на несколько групп: 1) личные (гражданские); 2) политические; 3) социально-экономические; и 4) культурные.
Приведите несколько примеров прав и свобод человека для каждой из перечисленных групп.

5. Составьте план представленного ниже текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
«Демократия в политической жизни современного общества является результатом процесса, в рамках которого были бы в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены интересы и волеизъявления всех.
Демократия также одновременно представляет собой состязательную систему, обеспечивающую честную конкуренцию конфликтующих интересов и противостоящих целей. Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели.
Остановимся на проблеме выработки и принятия решений в демократическом обществе. Реальное демократическое принятие решений (как, впрочем, и недемократическое) всегда происходит в каких-то конкретных ситуациях — в определённое время и в определённом месте, по поводу определённых вопросов и для определённых людей.
Примерами подобных ситуаций могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию».

6. Какая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование?

7. Во 2 главе Конституции РФ закреплены обязанности человека и гражданина, список которых представлен ниже:
1. соблюдение Конституции и законов;
2. уважение прав и свобод других лиц;
3. забота о детях и нетрудоспособных родителях;
4. получение основного общего образования;
5. забота о памятниках истории и культуры;
6. уплата налогов и сборов;
7. сохранение природы и окружающей среды;
8. защита Отечества.
Обоснуйте необходимость их выполнения.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Д. Перевалов Теория государства и права : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт , 2018 www.biblio-online.ru/book/415FF938-49CB-4356-A538-7C552569CBE1.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Лазарев, С. В. Липень. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9C9DED64-CBB4-49D9-A521-5D7FFD824B42.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э3 www.soc.pu.ru
Э4 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э5 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э6 Курс в Moodle "Основы демократического государства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.